Главное меню

Ждем малыша
Будущим родителям
Календарь беременности
Поддерживаем форму
Подготовка к родам

 

Здравствуй мир
Меню новорожденного
Режим дня
Гены и характер
Здоровье малыша и мамы

 

Первые шаги
Поговори со мною мама
Внимание - я расту
Доктор объясняет
И вкусно и полезно

 

Детский сад
Готовимся к школе
Игры бывают разные
Уроки общения
Детские страхи
 
Разное
 

-------[СТАТЬИ]-------

Красота и здоровье
Семейные дела
Менструация (месячные)
Интим
Как мы устроены
Другое
 
 

   

 

Зрительная гимнастика для детей


Зрительная гимнастика для детей - комплекс упражнений

Дети сейчас все чаще стали страдать от нарушений зрения. Практически вся масса информации попадает к ребятам именно благодаря органам зрения, из-за чего они испытывают чрезмерные нагрузки. Уже давно известно, что именно эффективная зрительная гимнастика для детей может действительно обеспечить хорошие результаты. Есть различные варианты тренировок, ориентированные на всевозможные нарушения зрения, заболевания глаз. А для ребенка особенно важно свести к минимуму риск развития глазных болезней, поскольку именно у больных в детском возрасте наблюдается резкое прогрессирование таких недугов.

Сегодня мы подробно рассмотрим особенности занятий, приведем несколько наиболее эффективных, хорошо проверенных комплексов упражнений. Обязательно важно соблюдать все правила, рекомендации, чтобы гимнастика для глаз приносила максимальную пользу.

Особенности тренировок

Почему так важно делать зрительную гимнастику детям? Существует несколько наиболее важных моментов.

  • Зарядка снимает усталость глаз;
  • После выполнения упражнений глаза легче переносят нагрузки;
  • Нервная система малышей успокаивается;
  • Информация, доставляемая при помощи органов зрения, будет перерабатываться мозгом легче;
  • Можно свести к минимуму риск снижения остроты зрения, если выполнять зарядку на регулярной основе.

Определяющее значение здесь имеет именно возраст, особенности развития организма. У ребенка идет рост органов зрения. Как раз это делает глаза особенно уязвимыми. Они легко поддаются отрицательному влиянию. Факторов риска очень много: это могут быть инфекции и негативная экология, долгое пребывание у экрана телевизора и за монитором.

Специалисты отмечают, что даже без знания специальных комплексов упражнений вполне можно выполнять простую детскую зрительную гимнастику. Допустим, считайте с ребенком прохожих, пересчитывайте яблоки на дереве. На такую зарядку уходит минимум времени, она приносит очевидную пользу. Обычно сеанс таких упражнений занимает примерно три минуты.

Офтальмологи и педиатры отмечают: желательно выполнять такую разминку уже с трехлетнего возраста. При этом важно помнить, что в среднем зрение формируется до двенадцати лет. 

Цели упражнений

В первую очередь необходимо следить за режимом дня ребенка. Очень полезно больше двигаться. Необходимо чаще гулять на свежем воздухе, больше времени уделять активным играм, полезно прыгать и бегать.

Есть несколько полезных советов, к которым точно стоит прислушаться. Важно ограничить время, которое ребенок проводит со всевозможными гаджетами. Смотреть телевизор, заниматься за компьютером тоже надо по графику, соблюдая режим. Придется увлечь малыша какими-то подвижными играми, спортом.

Запрещается заниматься за монитором, смотреть телевизор в темной комнате. При этом органы зрения испытывают существенные перегрузки, что крайне негативно сказывается на их состоянии.

Большое значение имеет осанка. Следите, чтобы она всегда была правильной. Здесь дело не только в эстетике. Хорошая посадка крайне важна для состояния здоровья: при неправильной осанке, когда малыш сильно сутулится, могут пережиматься сосуды, в результате чего нарушается кровоснабжение головного мозга.

Вот еще несколько существенных моментов.

  1. Желательно проводить детскую гимнастику для глаз ежедневно, два раза, вечерами и по утрам;
  2. Можно заметить хорошие результаты всего после месяца занятий;
  3. В процессе выполнения упражнений приток крови к глазному яблоку увеличивается, стабилизируются обменные процессы;
  4. Достаточно быстро проходят и мешки под глазами, если заниматься;
  5. Гимнастика отлично поддерживает общий тонус глазных мышц;
  6. Очень полезно делать упражнения, чтобы снять усталость после напряжения. Например, нужно заниматься в перерывах во время работы, обучения;
  7. При выполнении гимнастики снимается спазм глазодвигательных мышц;
  8. Можно добиться повышения остроты зрения, если регулярно, целенаправленно делать зарядку для глаз.

Вы не замечали, чтобы ребенок жаловался на усталость глаз, у него нет неприятных ощущений и никаких проблем со зрением? Это еще не значит, что ему не нужно делать упражнения для глаз! Они необходимы для профилактики усталости, для предотвращения снижения остроты зрения.

Важно понимать, что у малышей глаза в любом случае испытывают чрезмерные перегрузки, которые еще больше возрастают в школе. 

Показания

Существует целый ряд показаний для выполнения упражнений для глаз для детей:

  • Дальнозоркость;
  • Близорукость;
  • Косоглазие;
  • Усталость глаз;
  • Двоение в глазах;
  • Наследственная предрасположенность к снижению остроты зрения.

Если кто-то из родителей уже имеет проблемы со зрением, ребенку обязательно выполняет детскую гимнастику для глаз на регулярной основе.

Упражнения

Пришло время подробнее рассмотреть некоторые упражнения, которые могут существенно укрепить мышцы глаз, снять усталость и избавить от перенапряжения. Обратите внимание: занятия с малышами требуют максимально ответственного подхода. Не стоит заставлять ребенка тренироваться. Гимнастика должна стать для ребенка увлекательным занятием, а не очередной нагрузкой. Постарайтесь заинтересовать малыша, превратить выполнение упражнений в интересную игру.

Терапия должна быть комплексной. Желательно чередовать разные наборы упражнений: например, на протяжении одного месяца делать один комплекс, а потом менять его на другой. 

Рассмотрим несколько хороших методик для занятий.

  1. Если наблюдается косоглазие, будет полезно сначала развести зрачки в разные стороны, а затем плавно свести их к переносице;
  2. Для выполнения следующего упражнения сначала фиксируется голова. Лучше всего подбородком опираться на руки. Потом максимально высоко поднимите глазные яблоки, к потолку. Затем опустите их вниз. На следующем этапе выполняется подобный элемент, только глаза направляют влево и вправо, горизонтально;
  3. Очень полезно упражнение «уголки». Необходимо по очереди смотреть в разные углы помещения: например, сначала в правый нижний, потом в верхний левый. Желательно переводить взгляд именно по диагонали;
  4. Еще одно упражнение заключается в фокусировке взгляда на объекте, расположенном вблизи, а затем на переведении взгляда вдаль. Допустим, находите интересный предмет, который находится достаточно далеко, за окном. Это может быть дерево. А рядом расположена спинка стула или ручка двери шкафа. Научите ребенка плавно переводить взгляд и фокусировать его по очереди на этих объектах: сначала на ближнем предмете, а затем на дальнем;
  5. Эффективна и воображаемая гимнастика. Упражнение не только полезно для глаз, но еще и отлично развивает воображение, восприятие. Ребенка надо хорошо настроить на такую тренировку, чтобы он расслабился и успокоился. Представляем приятную картину. Желательно придумать и вообразить ее во всех деталях, мысленно переводить взгляд с объекта на объект. Например, идеально подойдет картинка с берегом моря, чайками, пальмами. Мысленно смотрите вдаль, а затем переводите взгляд на расположенные вблизи объекты;
  6. Хорошо помогает расслабить глаза, избавиться от усталости и напряжения упражнение в темноте. Надо зайти в темное помещение, плотно прикрыть глаза. Затем представить себе черную поверхность;
  7. Полезно просто закрывать глаза и очень аккуратно проводить по ним пальцами, как бы массируя. Давить нельзя;
  8. Для быстрого снятия зрительного напряжения можно делать соответствующую зарядку. Сначала прижимайте подбородок к груди. Потом шею надо расслабить, а голову максимально откинуть назад. Выполняется элемент в положении сидя. Двигаться нужно плавно.

Старайтесь приучить ребенка тренироваться, выполнять гимнастику для глаз каждый день, примерно в одно время. Это должно войти постепенно в привычку.

Пальминг

Отличное упражнение практикуется достаточно часто. И офтальмологи рекомендуют пальминг взрослым и детям, поскольку он действительно помогает хорошо расслабить глазные мышцы, снять накопившуюся усталость и напряжение. Запоминайте простой алгоритм действий.

  • Начинается все с подготовки. Ребенок должен сесть прямо, желательно, перед столом;
  • Позвоночник, шея должны располагаться по одной прямой линии;
  • Локти ставят на стол;
  • Теперь надо начать тереть ладони друг об друга;
  • Когда уже ощущается тепло, достаточно сильное нагревание, можно складывать ладони. Они должны наслаиваться пальцами, при этом складывать нужно плотно. Если бы ребенок набирал воду, она не должна была бы просочиться между пальцами;
  • Теперь ладонями накрывают глаза. Пальцы при этом не пропускают свет;
  • В таком положении следует провести примерно минуту;
  • Потом глаза приоткрывают постепенно, чтобы они смогли адаптироваться к освещению.

С пальминга можно начинать тренировку, некоторые завершают им детскую гимнастику для глаз.

Гимнастика для дошкольников

Большое значение имеет детская гимнастика для глаз, ориентированная на ребят дошкольного возраста. Такие малыши не всегда могут правильно выполнять упражнения и понимать все советы родителей. Но имеется специальный комплекс, адаптированный именно для них.

Помните, что тренировки уже нужны примерно с трех лет, поскольку в таком возрасте зрение малыша уже начинает испытывать существенные нагрузки.

Данные профилактические меры важны для сокращения вероятности развития болезней глаз, для предотвращения снижения остроты зрения.

  1. Первое упражнение помогает улучшить остроту зрения при рассматривании объектов вблизи. Вам понадобятся наручные часы, циферблат должен быть крупным. Сначала попросите назвать время, находясь на расстоянии около полуметра от малыша. Потом отойдите ненамного, снова попросите рассмотреть стрелки и цифры. Повторяйте три раза на различном расстоянии.
  2. Полезно упражнение с маятником. Оно стимулирует кровообращение, обеспечивает развитие глазодвигательных мышц. Особенно важно делать элемент всем, у кого имеется предрасположенность к косоглазию, например, наследственная. При регулярном выполнении упражнения движущиеся предметы начнут фиксироваться полностью синхронно. Прекрасная профилактика косоглазия. Маятник легко изготовить из шарика, большой бусинки. Держать его нужно на расстоянии примерно в 35 см от лица ребенка. Ребенок должен внимательно следить за маятником, но только глазами. Голова обязательно остается без движения. Потом, когда тренировка уже проведена, рекомендуется перевести взгляд, сфокусировать его на удаленных предметах за окном. Желательно обсудить объекты, которые находятся вдали. Попросите ребенка, чтобы он их описал.
  3. Есть еще одна тренировка, связанная с разными фигурками, изображениями. Вам нужен яркий рисунок, например, изображение змеи или шахматной доски, сложной геометрической фигуры. Ребенку нужно постараться сосредоточиться и взглядом пройти по контурам рисунка. Направление движения надо менять. Лучше взять более крупный рисунок.
  4. Следующая детская гимнастика для улучшения зрения подойдет ребятам младшего возраста. Берите цветной картон, а из него вырезайте два больших цветных круга. Их необходимо закрепить в противоположных углах комнаты. Такие фигуры точно привлекут внимание детей. Ребенку следует объяснить, что надо сфокусировать взгляд сначала на одном круге, а потом уже на другом. Взгляд переводится плавно, при этом голову поворачивать не стоит, поскольку двигаться должны только глазные яблоки.
  5. Очень полезно сначала плотно зажмуривать глаза, а затем плавно их открывать.
  6. Помогает тренировка с ручкой. Ее берут в вытянутую руку. Сначала взгляд фокусируется на кончике ручки, а потом медленно переводится на удаленный объект за окном.
  7. Рисовать глазами восьмерку в разных направлениях тоже очень полезно.
  8. Хороший эффект обеспечивает упражнение «часы». Нужно научить ребенка представлять перед собой мысленно большой циферблат часов. Глазными яблоками понадобится прорисовывать все цифры, а также и стрелки. Упражнение сначала выполняется по движению часовой стрелки, а потом уже в противоположном направлении.

Имеется еще один полезный совет. Если малышу уже прописали очки, которые он достаточно часто носит, нужно иметь и другие очки, с меньшими диоптриями. Именно регулярное ношение таких очков, их чередование с сильными, позволит существенно снизить нагрузки на глаза.

Ключевые результаты гимнастики

Отметим наиболее значимые результаты, которых можно добиться, если регулярно делать упражнения для остроты зрения для детей.

  • Обеспечивается существенное укрепление глазных мышц;
  • Стабилизируется аккомодация. То есть глаза ребенка смогут лучше адаптироваться, будут хорошо видеть объекты на разном расстоянии;
  • Восстанавливается хорошая циркуляция внутриглазной жидкости, крови в глазах.

При этом важно действовать целенаправленно, приучить ребенка к ежедневным тренировкам, чтобы добиться результата. Желательно чередовать разные методики. Если в процессе гимнастики ребенок жалуется, что у него кружится голова, начинают болеть глаза, необходимо обратиться к офтальмологу, педиатру.

Особенности и примеры упражнений зрительной гимнастики для детей Ссылка на основную публикацию

zrenie.guru

Гимнастика для глаз с детьми раннего возраста

НАТАЛЬЯ МУХАРЕВА Гимнастика для глаз с детьми раннего возраста

Организация гимнастики для глаз с детьми раннего возраста

Глаза так много могут рассказать о человеке,

Слова и жесты вовсе не нужны,

Не зря же говорили люди,

Глаза – есть зеркало его души.

Анастасия Ланская

Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пяти чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. 90% информации человек получает через органы зрения. Когда кроха только появляется на свет, он видит лишь смешение света и теней. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка еще только формируется, а желтое пятно (участок сетчатки) вообще пока не образовалось. Постепенно, день за днем, острота зрения у маленького человека повышается, и его мозг получает все больше информации, необходимой для создания представления о внешнем мире.

Казалось бы – орган зрения в постоянном тонусе. Все время идет тренировка. И при этом – за последние шесть лет наблюдается колоссальный рост болезней во всем мире, только в нашей стране количество больных офтальмологическими заболеваниями увеличилось на три миллиона. Врачи предупреждают о развитии так называемой эпидемии заболеваний органа зрения. Почему же так происходит, и в чем проблема?

Вредных воздействий практически невозможно избежать в современных условиях. Ребёнок с раннего возраста смотрел, и будет смотреть телевизор, а ежедневный просмотр мультфильмов за компьютером стала неотъемлемой частью жизни практически каждого ребёнка. Таков образ жизни наших детей, и нужно учиться сохранять зрение именно в таких условиях.

Одним из замечательных аспектов улучшения зрения является зрительная гимнастика.

Целью проведения зрительной гимнастики - является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала.

Зрительную гимнастику следует начинать делать уже в раннем возрасте, которая проводится регулярно, не менее 2 - 3 раз в день по 3-5 минут. Упражнения разнообразны по форме и содержанию, выполняются эмоционально и носят игровой характер. В упражнения включаются игровые или сюрпризные моменты, стихи, потешки. Поначалу взрослый сам может массировать, разминать, поглаживать глазки ребенка и сопровождать свои действия веселыми потешками, главное, чтобы движения глаз были как можно более разнообразными. Обычно в таких играх используются хлопки, кругообразные движения, моргание, и т. д. количество упражнений, движений и их сложность должны увеличиваться постепенно и не вызывать у ребенка неприятных ощущений. Когда малыш освоит первые упражнения, можно вводить в игру более сложные движения. Самыми сложными, но очень полезными являются игры, те в которых появляются нессиметричные движения, то есть глаза, руки выполняют разные движения.

Целесообразно с отдельными детьми проводить индивидуальные занятия, которые послужат началу формирования необходимых умений: сохранять сосредоточенность и активность, выполнять определенные действия, слушать разъяснения взрослого. Повторять движения. Не следует принуждать малыша к играм при отсутствии интереса к ним. В этом случае у ребенка может возникнуть негативное отношение к поручениям воспитателя и к игровому материалу. На третьем году жизни у ребенка формируется умение следить за действиями воспитателя. Он лучше понимает речь взрослого и начинает говорить. Поэтому работу с детьми раннего возраста необходимо начинать с подражания, затем дети выполняют гимнастику по этапному показу действий воспитателем, по целостному образу и только потом по словесному указанию. Роль взрослого состоит в создании игровой обстановки в соответствии с потребностями, интересами и перспективами развития ребенка.

Можно после гимнастики для глаз использовать для снятия напряжения гримасы, артикуляционную гимнастику.

В практике нашего ДОУ нами применяются разные варианты использования зрительных гимнастик:

игровая физминутка; с предметами;

по зрительным тренажёрам;

комплексы по словесным инструкциям; со стихами;

с опорой на схему;с сигнальными метками;

с индивидуальными офтальмотренажерами;

с настенными и потолочными офтальмотренажерами;

электронная зрительная гимнастика.

«Елка».

Вот стоит большая елка,

Вот такой высоты.

У нее большие ветки.

Вот такой ширины.

Есть на елке даже шишки,

А внизу – берлога мишки.

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге лапу.

Выполняют движения глазами.

Посмотреть снизу вверх.

Посмотреть слева направо.

Посмотреть вверх.

Посмотреть вниз.

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.

Гимнастика для глаз для детей раннего возраста

1. «Забавный» тренинг

Задачи: Разнообразить зрительную нагрузку и расслабить мышечную систему глаз.

Подойдите с ребенком к окну и посмотрите (посчитайте, каких машин на дороге больше – красных, зеленых или синих.

Также можно посчитать пешеходов с зонтиками, рассмотреть окна, в которых горит свет, проследить за полетом вороны, посмотреть в разные стороны, переводить взгляд с земли на небо и наоборот.

2. «Рисование» взглядом

Задачи: Разнообразить движения глаз.

«Рисование» взглядом разные геометрические фигуры – восьмерки, круги, треугольники, рассматривание прохожих и машины то одним глазом, то другим глазом, через дырочку на бумаге, сквозь расставленные пальцы ладони.

3. Чередование эпизодов света и темноты.

Задачи: «Раскачка» мышц глаз.

Предложить ребенку запомнить расположение людей и животных детской на площадке, затем закройте ему ладошкой глаза на одну минуту. Как это делают, играя в прятки, а потом попробуйте вместе с ним отыскать глазами поменявших за это время местоположение людей, собак или птиц.

4. Игра «Найди зайку».

Задачи: Дать нагрузку глазам в условиях смены освещения.

Игра на поиск предмета в группе, рассматривая его то - одним, то - другим глазом, через дырочку на листе бумаги, или сквозь расставленные пальцы.

5. «1-2-3-посмотри»

Задачи: Развивать глазодвигательные навыки.

На палочку прикрепить яркий предмет (игрушка, бабочка, самолетик, шарик и т. д.) и предложить ребёнку отправиться в путешествие; обращать внимание детей на соблюдение следующих правил: работают глаза, голова не подвижна. Взрослый перемещает игрушку в заданном направлении, сопровождая движения словами: «Посмотрели вверх – вниз, влево – вправо, покружились» и т. д. Показ предмета осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил глазами его движение. Зрительный стимул (предмет) находится чуть выше уровня глаз впереди сидящих или стоящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой взрослого и окружающей обстановкой. При выполнения поощряем старания и результаты детей. Упражнения можно сопровождать стихами.

6.«Птичка»

Задачи: Развивать двигательную систему глаз.

Ход:

Летели птички, (Прослеживание глазами за предметом по кругу.)

Собой невелички.

Как они летели, (Вправо – влево)

Все люди глядели.

Как они садились, (Вверх – вниз)

Все люди дивились.

7.«Лошадка»

Задачи: Содействовать укреплению двигательной системе глаз.

Ход:

Мы поскачем на лошадке (Прослеживание глазами за предметом.)

Вправо – влево. (Вправо - влево.)

Вверх – вниз. (Вверх – вниз.)

8. Упражнение «Солнышко»

Задачи: Снять физическое, психическое и зрительное напряжение

На улице, закрыв глаза, встаньте лицом к солнцу, поворачивайте

голову то в одну, то в другую сторону: «Глазки солнцу покажу. «Здравствуй! - солнышку скажу».

9. Упражнение «Моргание»

Задачи: активизировать глазодвигательные функции.

Показать ребёнку бабочку и предложить поморгать как «бабочка крыльями машет».

10. Глазодвигательные тренинги

Задачи: Формировать рациональные способы зрительного восприятия.

Перемещать взгляд на предметы, игрушки, подвешенные в разных местах комнаты.

11. Упражнение «Прищепочки»

Задачи: Снизить нагрузку на глаза.

Большими и указательными пальцами обеих рук сдавливаем кожу между бровей от переносицы к вискам. 12. Упражнение «Самолет»

Задачи: Снять зрительное утомление.

Пролетает самолет (смотреть вверх на одну руку, которая покачивается; то же другой рукой)

С ним собрался я в полет.

Я мотор завожу (сжать кулак и водить им по кругу перед собой; кулак другой руки водить в противоположную сторону)

И внимательно гляжу (смотреть на кулак)

Поднимаюсь ввысь, лечу (руки вверх и смотреть на них,

Возвращаться не хочу (медленно опуская руки, следить за глазами).

13. Упражнение «Ловим мыльные пузыри»

Задачи: развитие зрительно – моторной координации

(глаза – руки,

Ход: (глаза – руки, умения ориентироваться в пространстве.

14. Упражнения «Воздушный шарик»

Задачи: развития зрительной координации.

Ход: Перебрасывание с малышом воздушного шарика. При этом

можно повторять считалочку, напевать песенку или слушать музыку.

Можно уменьшать или увеличивать размер шара.

15. Игра «Бегающий зайчик»

Задачи: Укрепление мышечной системы глаз.

Ход: предложите ребенку, сидя на стульчике следить взглядом за

черно – белым зайчиком нарисованным на листе бумаги на расстоянии 15 см. от него. Медленно перемещайте его из стороны в сторону, вверх, вниз, по кругу, приближайте, удаляйте и т. д., при этом пойте песню или разговаривайте.

16. Игра «Сидим и бросаем»

Задачи: развитие пространственного восприятия, зрительной ориентации.

Ход: положите корзинку набок, посадите ребенка с мячом на расстоянии 1 м. и предложите, закинуть мяч в корзинку. Повторить несколько раз.

17. Упражнение «Зоопарк»

Задачи: способствовать увеличению остроты зрения.

Ход: Разыщите на картинке всех собачек (кошечек, слоноежей, зайчиков, улиток).

Ребенок осуществляет поиск, двигаясь взглядом

(сверху – вниз, снизу – вверх).

18. Упражнение «Солнечный зайчик»

Задачи: улучшить кровоснабжение глаз.

Ход: взгляд фокусируется на светящемся предмете

(луна, звезды, свеча, лампа) или «солнечном зайчике».

Находящемся на маленьком расстоянии от глаз.

19. «Новогодняя ёлка»

Задачи: Оказать оздоравливающее воздействие на орган зрения.

Ход: Предложить детям понаблюдать за мелькающими цветными

огоньками, но не в полной темноте.

20. «Аквариумные рыбки»

Задачи: стимулировать кровообращение органа зрения.

Ход: предложить понаблюдать за аквариумными рыбками,

блестящей чешуей.

21. «Кискины глазки»

Задачи: укрепить глазную мышечную систему.

Ход: выпучивание глаз, зажмуривание, широко открывать глаза,

посмотреть вверх, вниз, в сторону.

22. «День - ночь»

Задачи: улучшать кровообращение и способствовать предупреждению нарушений зрения

Ход: ребенок входит в темную комнату (с взрослым, а выходит в освещенную комнату.

23. «Спи глазок, спи другой»

Задачи: активизировать глазодвигательные функции.

Ход: поочередно ладошками закрываем то один глаз, то другой.

24. «Прятки»

Задачи: Разнообразить движения глаз.

Ход: прикрываем и открываем ладошками лицо, приговаривая «спрятались - нашлись»

www.maam.ru

Методическая разработка «Зрительные гимнастики в стихах для дошкольников с нарушением зрения»

Мария Методическая разработка «Зрительные гимнастики в стихах для дошкольников с нарушением зрения»

Пояснительная записка

ЗРЕНИЕ – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире – пожалуй, одно из наиболее сложных, удивительных и прекрасных свойств живой материи. Его утрата – огромное несчастье для человека.

90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря зрению. Для любой деятельности необходимо хорошее зрение.

В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества людей, страдающих нарушениями зрения. Всё чаще аномалии зрения встречаются у детей. У части из них данные нарушения – врождённые. В других случаях зрительная недостаточность развивается на фоне аномалий центральной нервной системы, обусловленных черепно-мозговыми травмами, антенатальной интоксикацией, последствиями перенесённых органических заболеваний центральной нервной системы. Часто возникновение нарушений зрения происходит из-за засилья в окружающем детей мире информационно-коммуникационных технологий, увлечения детей компьютерами и телевидением (и как следствие этого – снижение двигательной активности) и несоблюдения правил гигиены.

Развитию зрения в детском возрасте необходимо уделять особое внимание. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна.

Значительную часть времени пребывания детей в нашем дошкольном учреждении составляет лечебно-восстановительная и коррекционно-педагогическая работа. Для развития остроты зрения, фиксации взора, бинокулярного зрения применяется специальное аппаратное офтальмологическое лечение. Но немаловажным методом коррекционной работы является систематическое использование гимнастики для глаз.

Впервые понятие «гимнастика для глаз» определено Э. С. Аветисовым, Е. И. Ливадо, Ю. И. Курпан в 1984году.

Специальные упражнения для глаз способствуют профилактике нарушения зрения, развитию подвижности глаз, восстановлению бинокулярного зрения, снятию утомления с глаз, расслаблению зрительной системы, положительно влияют на циркуляцию крови и внутриглазной жидкости в органе зрения, тренировку аккомодационных мышц, укрепление глазодвигательных мышц, активизацию и восстановление зрения при косоглазии и амблиопии.

Так как в период лечения ребёнок «работает» только амблиопичным глазом, которому свойственно более быстрое утомление по сравнению со здоровым, то и утомление у таких детей наступает раньше, чем у нормально видящих сверстников. В связи с этим они хуже усваивают материал на занятиях. Восприятие становится неполным, интерес снижается, самочувствие ухудшается, а работоспособность падает. Мышцы глаз всё время находятся в напряжении. Специалисты доказали, что использование разных видов гимнастики - крайне эффективное средство обеспечения работоспособности детей и борьбы с утомлением.

При использовании гимнастики для глаз организм пробуждается от «спячки», включаются дополнительные «динамические резервы» для преодоления усталости. Начинают работать «спящие», дополнительные сигнальные импульсы, заставляя мозг расслаблять (или напрягать) глазодвигательные мышцы, мышечную систему.

Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Специалистами по охране зрения разработаны различные упражнения. Но дети с гораздо большей охотой делают её, когда гимнастика связана со стихотворным ритмом. Гимнастика для глаз в стихах не только замечательный способ отвлечь ребёнка от переживаний и сомнений, связанных с его неудачами, они помогают настроить его на позитивный лад, дать заряд бодрости на целый день.

Речевые центры головного мозга интенсивно стимулируются двигательной активностью ребёнка. Выполнение движений глаз с произнесением стихов превращает гимнастику в игру. Ребёнок, играя, довольно быстро начинает связывать в сознании зрительные образы с соответствующим текстом.

Достоинство гимнастики в стихах заключается в том, что затраты времени на упражнения измеряются минутами, но они полностью окупаются возросшим объёмом внимания, сохранением и укреплением здоровья детей.

Таким образом, через зрительную гимнастику мы «обучаем» глаза детей хорошему видению.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения не только основа успешного усвоения знаний, развития познавательной деятельности, но и охрана, улучшение зрения.

Зрительная гимнастика – составляющая часть этой работы. Она не существует сама по себе, но продолжает и дополняет аппаратную тренировку зрительного анализатора, комплексно воздействует на развитие ребёнка и эффективно сочетается с развитием пространственной ориентировки и физическим развитием детей.

Цель зрительной гимнастики в стихах: восстановление и улучшение зрительных функций и психического здоровья. Благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма в целом.

В процессе проведения зрительной гимнастики в стихах, мы формируем у детей потребность в здоровом образе жизни, учим их различным приёмам улучшения зрения. И это нам удаётся, о чём свидетельствуют педагогические наблюдения, мониторинг и результаты офтальмологического исследования.

Зрительная гимнастика не существует сама по себе, но продолжает и дополняет аппаратную тренировку зрительного анализатора, комплексно воздействует на развитие ребенка и эффективно сочетается с развитием пространственной ориентировки и физическим развитием детей.

Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний. У детей быстрей восстанавливается работоспособность.

С помощью занимательных упражнений в стихах эффективней усваивают материал по лексическим темам.

Огород

В огороде мы гуляли, / круговые вращения глазами

За овощами наблюдали / широко открывают глаза

К солнцу тянется лучок / смотрят вверх

И горошка стручок. / смотрят влево

Вот морковка красная, / смотрят вниз

Девица прекрасная. / смотрят вправо

Справа- баклажан, капуста

Разрослись на грядке густо / моргают глазами

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали. / закрывают глаза

Фрукты

Вот фруктовый дивный сад! / круговое вращение глазами

Фрукты спеют для ребят, / широко открывают глаза

Тут и яблоки, и сливы, / смотрят вверх, вниз

Груши, вишни, мандарины. / смотрят вправо, влево

Осень

Листья жёлтые летят, / смотрят вниз, вверх

Под ногами шелестят. / смотрят влево, вправо

Солнце уж не припекает. / закрыть глаза

Это осенью бывает / смотрят прямо, зажмурить глаза

Зима

Деревья зимою, / смотрят вверх

Пронизаны ветром / смотрят вниз

И стужей самою. / закрыть глаз

И старые сосны, / глаза открыть, посмотреть вправо

И острые ели /посмотреть влево

Встают, как солдаты, / посмотреть прямо

Навстречу метели. / круговые движения глазами

Весна

К нам весна шагает /широко открыть глаза

Быстрыми шагами,

И сугробы тают / моргать

Под её ногами. / перемещать взор сверху вниз

Чёрные проталины / закрыть глаза

На полях видны / открыть глаза

Видно очень тёплые

Ноги у весны / посмотреть вниз

Лето

Песен полон лес и крика / круговые движения глазами

Брызжет соком земляника, / поморгать глазами

Дети плещутся в реке / закрыть глаза

Пляшет полка на цветке /глаза вправо, влево

Как зовётся время это? / широко открыть глаза

Угадать нетрудно… лето! / посмотреть прямо

Деревья. Листочки

Ах, как листики летят,

Всеми красками горят / смотрят влево-вверх, вправо-вниз

Лист кленовый, лист резной,

Разноцветный, расписной / смотрят вверх, вниз

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат, / смотрят влево, вправо

Будем мы сейчас гулять

И букеты собирать / круговые движения глазами

Шу-шу-шу, шу-шу-шу,

Как я листиком шуршу / зажмуривают глаза, легко закрывают

За грибами

Все зверушки на опушке

Ищут грузди и волнушки. / круговые движения глазами

Белочки скакали, / смотрят вверх

Рыжики срывали. / смотрят вниз

Лисичка бежала, / смотрят вправо

Лисички собирала / смотрят влево

Скакали зайчатки / смотрят вверх

Искали опятки. / смотрят вниз

Медведь проходил, / круговые движения глазами

Мухомор раздавил. / закрыть глаза

Домашние птицы

Гусыня

По лужку гусыня бродит, / круговые движения глазами

Из воды сухой выходит, / моргают глазами

Носит красные ботинки. / закрывают глаза

Дарит мягкие перинки / широко открывают глаза

Перелётные птицы

От полуденных лучей / закрывают глаза

Побежал с горы ручей, / смотрят вверх, вниз

И подснежник маленький / смотрят прямо

Вырос на проталинке.

Возвращаются скворцы / смотрят вправо, влево

Работяги и певцы.

Воробьи у лужицы,

Шумной стайкой кружатся. / круговые движения глазами

И малиновка, и дрозд / смотрят на метку на стекле

Занялись устройством гнёзд: / моргают глазами

Носят, носят в домики

Птицы по соломинке / смотрят прямо

Зимующие птицы

Сова

Удивляется луна: / широко открыть глаза

Засветились два окна, /смотрят влево, вправо

А за ними два крыла / моргают

Показались из дупла / посмотреть вверх

Тихо вылетела птица, / посмотреть вниз

Ночью ей в дупле не спиться. / широко открыть глаза

Если писк она услышит, / закрывают глаза

Плохо будет серой мыши /смотрят прямо

Домашние животные

Кот

Что за чудо из чудес! / Широко открыть глаза

Серый кот на шкаф залез / посмотреть вверх

Машет он хвостом, урчит. / глаза вправо, влево

Костя смотрит и молчит. / закрыть глаза

Кот под шкаф пенал загнал, / посмотреть вниз

Спрыгнул, зацепил карман,

Опрокинул чемодан. / круговые движения глазами

Долго Костя наблюдал,

А потом кота прогнал. / посмотреть на метку на стекле

Дикие животные

Медведь

Летом ходит по дороге / глаза влево, вправо

Возле сосен и берёз / посмотреть сверху вниз

А зимою спит в берлоге. / закрыть глаза

От мороза пряча нос. / широко открыть глаза

А весною, как проснётся, / моргают глазами

Из реки воды напьётся, / закрывают глаза

Ловит рыбу и рычит. / широко открывают глаза

Здесь медведь уж не молчит. / смотрят прямо.

Животные жарких стран

«Жираф»

В зоопарке жил жираф,

У него был добрый нрав / посмотреть влево, вправо

Никого не задевал,

Всем приветливо кивал / поднять глаза вверх, опустить вниз

Но порой его приветы

Оставались без ответа. / посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый)

И тогда серчал жираф,

Несмотря на добрый нрав. / поморгать глазами, закрыть, открыть глаза

Животные Севера

Ветер, снег и лёд - / круговые движения глазами

Не мечтай о тепле, / закрыть глаза

Кто там живёт, / широко открыть глаза

На холодной земле?

Морж, песец и тюлень / посмотреть вправо, влево

Любят ветреный край,

Белый мишка, олень- / посмотреть вверх, вниз

Для них Север – как рай / закрыть глаза

Мама

Дружно помогаем маме, / круговые движения глазами

Мы белье полощем сами

1-2-3-4- потянулись, / посмотреть вверх

Наклонились / посмотреть вниз

1-2-3-4-5- надо полоскать опять / посмотреть вправо, влево

Полоскали, полоскали,

А потом бельё отжали / закрыть глаза

За прищепки прицепляли, / поморгать

Ветерок на помощь звали. / посмотреть прямо

Ветер, ветер прилетай / круговые движения глазами

Нашей маме помогай /широко открыть глаза

Одежда. Обувь

Сшила мама дочке платье голубое / посмотреть прямо

Платье голубое с белою каймою. / посмотреть вверх, вниз

До чего нарядно / посмотреть вправо, влево

Весело глядеть! / посмотреть прямо, улыбнуться

Надо это платье к празднику одеть / поморгать глазами

Мама дочке туфли / посмотреть прямо

Новые купила / посмотреть вниз

Дочке говорила: / посмотреть прямо

-До чего нарядно / круговые движения глазами

Весело глядеть!

Надо эти туфли к празднику надеть! / посмотреть прямо

Посуда

Сковородка не простая- / посмотреть прямо

На плите как золотая / нарисовать глазами квадрат

Рыба жарится, котлеты, / посмотреть вправо, влево

Белоснежные омлеты / закрыть глаза

Приготовит всё она- / открыть газа, поморгать

Вот какая сковорода! / посмотреть прямо

Мебель

Стол высокий, а стул ещё выше, / посмотреть вверх, вниз

Есть у каждого свои крыши. / посмотреть вправо, влево

На одной из них сидят, / поморгать

На другой - блины едят. / посмотреть прямо

Есть кровать, на ней лежат. / закрыть глаза

А в шкафу бельё хранят / открыть глаза

Новый год

С новым годом! С новым годом! / посмотреть прямо, улыбаются

Здравствуй, Дедушка Мороз / широко открывают глаза

Он из леса мимоходом / круговые движения глазами

Ёлку нам уже принёс

Наша ёлка высока, / посмотреть вверх, вниз

Наша ёлка широка, / посмотреть слева на право

Не достанешь до макушки, / посмотреть вверх

Вот какая красота! / смотрят прямо, улыбаются

Страна

На карте мира – части света - / посмотреть вверх, вниз

Как на ладони вся планета. / посмотреть вправо, влево

Здесь виден каждый океан, / круговые движения глазами

Очерчены границы стран.

Страна родная всех дороже - / закрыть глаза

Она видна на карте тоже, / широко открыть глаза

Её Россией мы зовём, / поморгать глазами

Границы свято бережём. / посмотреть прямо

Город Кострома

В Золотом кольце России

Город славный - Кострома,

Как жемчужина в короне

Величава и скромна. / посмотреть влево, вправо

Над широкой вольной Волгой

Золотые купола,

Ты всегда хранимой богом

У костромичей слыла. / посмотреть сверху-вниз, снизу-вверх

С каждым годом хорошеешь,

Обновляешься, растёшь, / круговые движения глазами

Сохраняя статус древний,

В ногу с временем живешь. / поморгать глазами, закрыть глаза

Транспорт

Кораблик

По реке плывёт кораблик, / смотрят на метку на стекле

Он плывёт издалека / смотрят вдаль

На кораблике четыре / посмотреть вверх, вниз

Очень храбрых моряка.

У них ушки на макушке / посмотреть вправо, влево

У них длинные хвосты,

И страшны им только кошки, / глаза закрыть

Только кошки да коты / глаза открыть

Правила дорожного движения

Светофор

Три света есть у светофора, / посмотреть вверх, вниз

Они понятны для шофёра: / поморгать глазами

Красный свет – проезда нет, / широко открыть глаза

Жёлтый – будь готов к пути, / закрыть глаза

А зелёный свет – кати! / посмотреть вправо, влево

Профессии

Врач

Простудился мальчик Шура.

Поднялась температура. / широко открыть глаза

У него неважный вид.

И на помощь врач спешит. / посмотреть влево, вправо

Чтобы снять температуру

Доктор выпишет микстуру. / посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний

Улыбнется: «Будь здоров!»

Нам никак без докторов! / круговые движения глазами

Говорю серьезно вам:

— Честь и слава докторам! / легко закрыть глаза

Школа

Семь ночей и дней в неделе, / круговые движения глазами

Семь вещей у нас в портфеле. /поморгать глазами

Промокашка и тетрадь, / посмотреть вверх,

Ручка есть, чтобы писать

И резинка, чтобы пятна

Убирала аккуратно. / посмотреть влево, вправо

И пенал, и карандаш, / широко открыть глаза

И букварь - приятель наш. /зажмурить глаза, закрыть глаза

Насекомые

Прилетела к нам вчера / широко открыть глаза

Полосатая пчела, / поморгать глазами

А за нею шмель – шмелёк / посмотреть вверх

И весёлый мотылёк / посмотреть вниз

Два жука и стрекоза, / посмотреть вправо, влево

Как фонарики глаза /круговые движения глазами

Пожужжали, полетали, / поморгать глазами

От усталости упали / закрыть глаза

Рыбы

Сом

Под корягой дремлет сом,

Шевелит усами… / легко закрыть глаза

Ну какой же это сон,

Посудите сами? / круговые движения глазами

Чуть прилег, и вдруг налим

Очутился рядом с ним, / посмотреть влево, вправо

В самой гуще камыша

Два поссорились ерша. / посмотреть влево, вправо

Щука щелкнула зубами…

Что за сон – судите сами! / поморгать глазами

Сом усами шевельнул,

Рассердился и … заснул. / зажмурить глаза, легко закрыть глаза

Литература

1. Григорьева Л. П. Развитие восприятия у ребёнка: пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе /Л. П. Григорьева, М. Э. Вернадская, И. В. Блинникова, О. Г. Солнцева – М. : Школа-Пресс, 2001.

2. Демирчоглян Г. Г. Как сохранить и улучшить зрение /Г. Г. Демирчоглян. – Донецк: Сталке,1997.

3. Жохов В. П. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией /В. П. Жохов, Е. А. Кормакова, Л. И. Плаксина. – М. : ВОС, 1989.

4. Кудряшова Н. И. Зрение: сохранение, нормализация, восстановление. /Н. И. Кудряшова. – М. : 1995.

5. Никулина Г. В. Охраняем и развиваем зрение /Г. В. Никулина, Л. В. Фомичёва. – С-Пб. : Детство-Пресс, 2002.

6. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – С-Пб. : Детство-Пресс, 2004.

7. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4-го вида / под ред. Л. И. Плаксиной. – М. : 1998г.

8. Электронные ресурсы: http://www.razumniki.ru/stihi_o_rybah.html ; http://chto-takoe-lyubov.net/stikhi-o-lyubvi/kollektsii-stikhov/8984-stixi-pro-vracha-doktora ; http://doshkolenok.kiev.ua/skazki-legendy/441-stihi-o-vremenah-goda.html ; http://www.alegri.ru/deti/sovety-dlja-mam/semeinaja-biblioteka/stihi-dlja-doshkolnikov.html .

www.maam.ru

Зрительная гимнастика как одна из эффективных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ

Светлана Алифанова Зрительная гимнастика как одна из эффективных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ

Основную роль в развитии личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов играет зрение.

Каждый ребёнок, имеющий те или иные нарушения зрения, нуждается в эффективной и своевременной помощи, которая позволяет ему преодолеть вторичные отклонения.

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в течение дня от 2-х до 5-ти минут.

Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.

Важно проводить гимнастику в бытовой, игровой деятельности, на прогулке, перед занятиями, во время занятий, между занятиями.

Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребёнок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким. Глаза должны двигаться по широкой, большой амплитуде. Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные располагаются дальше.

Для гимнастики можно использовать также мелкие индивидуальные предметы и проводить её по словесным указаниям: посмотри вверх, вниз и т. п. необходимо учитывать быстроту реакции детей и соответственно этому выбирать для проведения гимнастики игрушки или словесную инструкцию. Следует отмечать старание, желание детей работать и результаты работы. Хорошо подбирать предметы в соответствии с тематикой занятий. Например, при изучении насекомых для зрительного ориентира можно использовать фигурку яркой бабочки и т. п.

Гимнастика для глаз показана всем, кто страдает глазной патологией, испытывает зрительное напряжение, а также для профилактики расстройств при нагрузке на глаза. Гимнастика восстанавливает зрение при спазме аккомодации, зрительном утомлении.

Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей дошкольного возраста, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.

Условия проведения зрительной гимнастики :

1. Всегда снимать очки.

2. Фиксировать положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы; дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони; дети лежат на ковре руки за головой)- это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.

2. Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.

3. Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия.

* гимнастика для глаз или отдельные упражнения из комплекса физкультминутки проводятся на занятиях связанных со зрительным напряжением - на 10-11-й минуте в течение 2-3 минут,

*в случаях, когда первая половина занятия не связана со зрительной нагрузкой, например, на занятиях по развития речи (чтение, рассказывание, то на 11-13 мин. проводится физкультминутка для мышечного расслабления, а на 17-18-й мин. занятия – упражнения для глаз. Исключение дети - инвалиды по зрению, им зрительная гимнастика (упражнения для снятия зрительного утомления показана через каждые 5-7минут интенсивной зрительной нагрузки.

У детей дошкольного возраста мышление наглядно-образное, детям сложно выполнять некоторые виды зрительной гимнастики, такие как «вращение глаз», «повороты глаз», не имея перед глазами зрительной опоры.

Для облегчения выполнения упражнений зрительной гимнастики, можно использовать «волшебную палочку с огоньком», указку для зрительной гимнастики, на конце которой прикрепляется картинка.

Для упражнений, где необходимо следить за пальцем руки, можно использовать пальчиковый кукольный театр, или специально сделанные, изображения героев сказок, которые можно надеть на палец. Эти приёмы помогут детям с интересом выполнять однообразные упражнения, направленные на развитие зрительного анализатора.

Гимнастика для глаз в стихах

«Тренировка»

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе,

дальше

Тренируя мышцы глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле наших глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

«Овощи»

Ослик ходит выбирает,

Что сначала съесть не знает.

Наверху созрела слива,

А внизу растет крапива,

Слева – свекла, справа – брюква,

Слева – тыква, справа – клюква,

Снизу – свежая трава,

Сверху – сочная ботва.

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю слег.

(Обвести глазами круг.

Посмотреть вверх.

Посмотреть влево- вправо

Влево - вправо.

Посмотреть вниз.

Посмотреть вверх).

***

Чтобы глазки не устали,

Поиграем вместе с Варей:

Мы налево поглядим,

Мы направо поглядим;

Ну а что там впереди?

А теперь поспим немножко:

(Опустим веки, закроем глаза ладошками).

А пока мы отдыхали,

Варвара рассыпала детали!

Ну-ка, вниз мы поглядим,

Все детали разглядим!

А теперь посмотрим вверх –

Выше всех, дальше всех!

А сейчас дружно встали,

Потянулись вместе с Варей,

Наклонились вместе с Варей.

Глазки закрыли!

Глазки открыли! 3 раза

Присели! Встали! Сели!

Веселы, бодры мы снова,

И к занятию готовы!

«Любопытная Варвара»

смотрит влево!

смотрит вправо!

А теперь вперед!

Тут немного отдохнет

(глазки не напряжены и расслаблены).

А Варвара смотрит вверх –

выше всех, дальше всех!

А теперь – смотрит вниз

(Глазки наши напряглись).

А теперь – глаза закрыла,

И открыла, и закрыла.

Веселы, бодры мы снова,

И к занятию готовы!

«Дождик»

Капля первая упала – кап!

И вторая прибежала – кап!

Мы на небо посмотрели

Капельки «кап-кап» запели,

Намочили лица,

Мы их вытирали.

Туфли – посмотрите –

Мокрыми стали.

Плечами дружно поведем

И все капельки стряхнем

От дождя убежим,

Под кусточком посидим.

(Сверху пальцем показывают траекторию движения капли, глазами вверх.

То же самое.

Смотрят вверх.

«Вытирают» лицо руками.

Показывают руками вниз и смотрят глазами вниз.

Движения плечами.

Приседают, поморгать глазами)

«Осень»

Осень по опушке

Краски разводила,

По листве тихонько

Кистью поводила.

Пожелтел орешник

И зарделись клены,

В пурпуре осинки,

Только дуб зеленый.

Утешает осень: не жалейте лета,

Посмотрите – осень

В золото одета!

(Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево — вниз

Посмотреть влево – вправо.

Посмотреть вверх – вниз.

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз (повторить 2 раза))

«Листочки»

Ах, как листики летят,

Всеми красками горят

Лист кленовый, лист резной,

Разноцветный, расписной.

Шу-шу-шу, шу- шу- шу.

Как я листиком шуршу.

Но подул вдруг ветерок,

Закружился наш листок,

Полетел над головой

Красный, желтый, золотой.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу.

Как листиком шуршу.

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат,

Будем мы сейчас гулять

И букеты собирать

Шу-шу-шу, шу-шу-шу.

Как я листиком шуршу.

(Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.

Посмотреть влево – вправо.

Посмотреть вверх – вниз.

Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.

Посмотреть влево – вправо.

Посмотреть вверх – вниз.

Посмотреть вниз.

Посмотреть вверх.

Посмотреть влево – вправо.

Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем).

«Чудеса»

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Наши глазки отдыхают,

Упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем,

Через речку мост построим.

Нарисуем букву о, получается легко.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Вправо, влево повернем,

Заниматься вновь начнем.

Закрывают оба глаза.

(Продолжают стоять с закрытыми глазами.

Открывают глаза, взглядом рисуют мост.

Глазами рисуют букву о.

Глаза поднимают вверх, опускают вниз.

Глаза смотрят вправо- влево.

Глазами смотрят вверх, вниз).

«Заяц»

Вверх морковку подними, на нее ты посмотри.

Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево.

Ай – да, заинька, умелый! Глазками моргает.

Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали.

Смотрят вверх.

(Глазами смотрят вверх – вниз, вправо – влево.

Моргают глазками.

Глазки закрывают).

«Стрекоза»

Вот какая стрекоза - как горошины глаза.

Влево – вправо, назад – вперед -

Ну, совсем как вертолет.

Мы летаем высоко.

Мы летаем низко.

Мы летаем далеко.

Мы летаем близко.

(Пальцами делают очки.

Глазами смотрят вправо- влево.

Круговые движения глаз.

Смотрят вверх.

Смотрят вниз.

Смотрят вперед.

Смотрят вниз).

«Кошка»

Вот окошко распахнулось,

Кошка вышла на карниз.

Посмотрела кошка вверх.

Посмотрела кошка вниз.

Вот налево повернулась.

Проводила взглядом мух.

Потянулась, улыбнулась

И уселась на карниз.

Глаза вправо отвела,

Посмотрела на кота.

И закрыла их руками.

Разводят руки в стороны.

Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.

(Смотрят вверх.

Смотрят вниз.

Смотрят влево.

Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.

Дети приседают.

Смотрят прямо.

Закрывают глаза руками).

«Дождик»

Дождик, дождик, пуще лей.

Капель, капель не жалей.

Только нас не замочи.

Зря в окошко не стучи.

Смотрят вверх.

Смотрят вниз.

(Делают круговые движения глазами).

«Буратино»

Буратино потянулся,

Вправо – влево повернулся,

Вниз – вверх посмотрел

И на место тихо сел.

(Встают на носочки, поднимают руки и смотрят на кончики пальцев.

Не поворачивая головы, смотрят вверх – вниз, вправо – влево).

«Теремок»

Терем – терем – теремок!

Он не низок, не высок,

Наверху петух сидит,

Кукареку он кричит.

(Движение глазами вправо – влево.

Движение глазами вверх – вниз

Моргают глазами).

«Лучик солнца»

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной.

Ну-ка лучик, повернись,

На глаза мне покажись.

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду.

(Моргают глазками

Делают круговые движения глазами.

Отводят взгляд влево.

Отводят взгляд вправо).

Зрительная гимнастика

- обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза;

- повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов;

- укрепляет мышцы век;

-снимает переутомление зрительного аппарата;

- развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах, совершенствуя координацию движений глаз при периферийном обзоре;

-корректирует функциональные дефекты зрения.

Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала.

Зрительная гимнастика является необходимым компонентом общеобразовательного занятия для детей с нарушенным зрением и для детей с нормальным зрением, т. к. является профилактической мерой нарушения зрения у детей.

www.maam.ru


Смотрите также

 

 

Панель управления

Логин
Пароль
 

Поиск

 

Copyright ® 2007-2019. Все права защищены.

   Все материалы на данном сайте принадлежат их авторам!

   При копировании материала ссылка на baby-zone.ru - обязательна!
Карта сайта. XML.