Современная медицина выделяет несколько видов нарушений речи. Тоническое заикание — одна из наиболее распространённых форм. Для выработки эффективных способов лечения, необходимо детально разобраться в особенностях проявления, причинах возникновения и симптоматике этого типа логоневроза.
Общая характеристика заикания
Понятие
Заикание — дефект речи, выражающийся в нарушениях его темпо-ритмической организации (повторение или продление звуков при произношении). Второе устоявшееся профессиональное понятие – логоневроз.
Формы проявления заикания:
Многократное, вместо однократного, произношение слогов, звуков, слов, фраз.
Удлинение произношения.
Нерешительное, замедленное произношение.
Остановки при произношении.
Логоневроз может носить временный, эпизодический или хронический характер. Для этого недуга характерны периоды ремиссии (временное исчезновение проблем речи). Заболевание имеет обратимый характер, т. е. его можно излечить полностью, без остаточных проявлений.
Виды
Формально выделяют три основных вида логоневроза в зависимости от характера проявления:
Клоническое заикание — непроизвольное повторение нескольких звуков и слов в результате кратковременных, повторяющихся судорог.
Заикание тонического типа — задержка речи или растягивание некоторых звуков при произношении в результате сильного и длительного сокращения мышц.
Смешанный (тоно-клонический) тип — сочетание различных форм сокращения мышц, которое проявляется в одновременном повторении и задержках речи.
Причины
Основной причиной развития недуга считается нарушение мышечных сокращений участков аппарата, отвечающего за произношение. Процессы могут развиваться в результате двигательных и звукообразующих нарушений, которые сопровождаются сбоями в функциях головного мозга патологического или близкого к нему характера (неврозоподобная форма).
Сильные мышечные нарушения могут быть спровоцированы стрессовыми ситуациями без функциональных изменений в работе головного мозга (невротическая форма).
Клонический или тонический логоневроз является проявлением одной из форм нарушений. Этот вид заикания не имеет специфических причин возникновения, но может отличаться механизмами протекания, которые зависят от степени воздействия причин, особенностей организма пациента.
Причины развития заикания:
Предрасположенность на генетическом уровне.
Неврологические факторы — заболевания и нарушения в работе центральной нервной системы.
Сильное переживание — испуг, стресс.
Опережающее развитие речи с накоплением словарного запаса, которое не может «переварить» организм физиологически: мышцы, речевой аппарат, нервная система мозг ещё не предусматривают таких высоких нагрузок.
Отставание в развитии с психоречевой точки зрения: недостаточный словарный запас, нарушения в формировании представлений об окружающем мире, получении знаний.
Патологическое воспитание, нарушение семейных ролей и общесемейной функциональной составляющей.
Подражание заикающимся родителям.
Перенесённое заболевание в результате поражения инфекцией.
Симптомы
Основной симптом тонического заикания — остановка при произношении.
Симптомы логоневроза:
Кратковременные остановки при произношении.
Неоднократное произношение (вместо однократного) отдельных звуков, слогов, целых фраз (ма-ма-ма-машина, по-по-пошли, пе-рер-ыв и т. д.).
Неестественное растягивание звуков.
Второстепенными симптомами логоневроза любых типов являются следующие проявления:
напряжение;
тревога;
страх перед речью (крайние проявления — социофобия, социальная самоизоляция);
неестественные движения, гримасы лица, тики (попытка преодолеть трудности произношения звуков).
Особенности заикания тонического типа
Тонический тип логоневроза имеет общий механизм действия, который свойственен и другим разновидностям недуга. Чрезмерное возбуждение двигательных нейронных связей головного мозга, имеющих назначение в формировании речи, передаётся соседним рефлекторным структурам.
Сигнал возбуждения передаётся на речевой аппарат — язык, губы, мышцы горла, нёбо. Ситуация приводит к развитию судорог, что провоцирует развитие нарушений произношения.
В случае с тоническим логоневрозом, сигналы затрагивают участки речевого аппарата так, что происходят паузы в речи или растягивание звуков.
Исходя из особенностей механизма развития и проявления, рассматриваемому недугу можно дать следующее определение.
Заикание тонического типа — нарушение речи, вызванное спазмами мышц речевого аппарата, проявляющееся в возникновении пауз и растягивании звуков при произношении.
Лечение
Недуг носит функциональный, психологический, личностный и социальный характер, поэтому для эффективности лечения необходимо применять комплексный подход, включающий терапевтическую, педагогическую, психологическую и реабилитационную составляющие.
Спокойная речь в благоприятной психологической обстановке.
Нормализация психологического состояния.
Снижение стрессовых ситуаций.
Дыхательные практики и гимнастики.
Массаж.
Пение — особенно эффективно, если заикается ребенок.
Для борьбы с тоническим логоневрозом применяются общепринятые методы лечения, которые имеют частные особенности.
Методы лечения недуга тонико-клонического типа:
Медикаментозный.
Логопедический.
Психологический.
Социально реабилитационный.
Физиотерапевтический.
Способы лечения подбираются индивидуально, поэтому рекомендуется, в обязательном порядке, воспользоваться помощью врача. Специалист проведёт диагностику и, на основе полученных данных, подберёт оптимальную программу лечения и реабилитации.
При неврозоподобной форме применяются медикаментозные и физиотерапевтические методы лечения. Лекарственные препараты направлены на нормализацию деятельности участков головного мозга, т. к. нарушения речи вызваны патологиями.
При невротической форме логоневроза, который встречается в большинстве случаев, ключевое значение уделяется устранению психологических причин стрессовых ситуаций, привёдших к развитию недуга.
Методика лечения включает комплексный подход. Логопедические процедуры позволяют развить и укрепить речевой аппарат. Физиотерапевтические мероприятия, вместе с массажем, расслабляют мышцы, что плодотворно влияет на прекращение и ослабление спазмов мышц.
С этой же целью, в качестве дополнительного средства, применяют медикаментозные средства. Лекарства успокаивают нервную систему, сглаживают переживание стрессовых ситуаций. Медикаменты, как самостоятельное средство лечения невротического заикания, не используются.
Устранению психологических проблем нарушения речи служат психотерапевтические методы внушения и самовнушения. Они позволяют изменить отношение к стрессовым ситуациям.
urazuma.ru
Тоническое заикание (логоневроз): тоно клонического типа
Дефекты речи — большая преграда при общении с другими людьми. На фоне социальной отчужденности могут появиться психологические комплексы. Чтобы этого не допустить и распознать заикание на начальной стадии, нужно внимательно следить за развитием ребенка.
Природа нарушений речи
Заикание провоцируют спазмы артикуляционной системы речевого аппарата человека, которые происходят во время произнесения какого-то звука или слова. Такая речевая задержка может обостриться в начале слова или в его середине.
При спазмах человеку кажется, что ему не хватает воздуха, чтобы выговорить его целиком. Появляется одышка, лицо и выражение глаз искажаются. Оратору хочется сказать слово быстро, чтобы его речевой недостаток не был так заметен, но под воздействием волнения или стресса заикание появляется чаще. Это мешает спокойно жить: при важном телефонном звонке, на деловой конференции человек не может сказать его, порой от отчаяния и вовсе бросает затею выразить свои мысли.
При более тяжелых стадиях появляется боязнь определенных слов или сочетаний букв, тенденция к сокращению усилий для выражения мысли, замена тяжелых для произношения фрагментов другими. Иногда даже появляется фобия спонтанного общения.
Такие люди, если не получают надлежащей поддержки от других, становятся замкнутыми и неуверенными в себе, развивают неоправданные комплексы. Они болезненно воспринимают насмешки или критику в свой адрес, особенно от представителей противоположного пола. Заслужить их доверие порой сложно, но они ценят настоящих друзей. Это обычные люди, которые считают себя не такими, как все. Им неудобно перед другими, но этот комплекс стоит просто побороть.
Разновидности заикания
Есть несколько видов заикания. Они отличаются причинами возникновения и характером выражения.
Тоническое заикание — человек останавливается на одном и том же слоге, слове или звуке, не имея возможности сказать новое слово. Появляется неправильное сокращение мышц, участвующих в постановке речи.
Клоническое заикание — это многократное повторение одних и тех же звуков, слогов или слов.
Невротическое заикание возникает у детей как результат воздействия стрессов и испуга.
Неврозоподобный вид связан с заболеваниями нервной системы как приобретенными, так и полученными в наследство.
Степени развития тонического заикания
Различают 4 стадии развития заикания тонического типа.
Трудности в произношении слов возникают только иногда, в редких случаях. Это не мешает нормальной жизни ребенка, не заставляет чувствовать себя неудобно перед другими. Слова немного затягиваются, но это почти незаметно. Концом первой стадии и началом второй считается появление затруднений в выговоре начал слов и коротких слов служебных частей речи. Ребенок не замечает этого, говорит спокойно, без страха. Заикание возникает у детей от мгновенного испуга, и тут же может пройти.
Трудности в общении появляются чаще. Сопутствующие психосоматические движения дают о себе знать. Иногда заикающимся тяжело сказать длинное слово. Ребенок пытается быстро сказать его, но сбивается и застревает на нем. Ощущения тяжести в общении нет, ребенок чувствует себя комфортно среди других детей.
Во время запинок проявляются судороги мышц и нарушения речевого аппарата, мимики и жестов. Человек осознает свою проблему с расстройством речи, но не боится общения. Абсолютное спокойствие, отказ от оперативной медицинской помощи. Подсознательная оценка ситуации и замена одних звуков и слов другими.
На последней стадии у некоторых страдающих заиканием клонического типа появляются проблемы с самооценкой, самокритичность и страх перед другими людьми, осознание своей неполноценности. Они избегают коммуникативных ситуаций. Замкнутость, постоянная замена сложных слов, вечное перефразирование мыслей, затягивание разговора свойственны им. Острое внимание обращают на мнение и реакцию окружающих людей. Без заикания пациент не представляет жизни, живет в вечном его ожидании и нервном напряжении.
Причины возникновения
Есть масса причин возникновения тонического заикания.
Факторы, которые благоприятно влияют на развитие патологии: наследственность, особые заболевания, травмы, полученные во время родов, инфекции, что негативно воздействовали на слабую нервную систему, эмоциональная нагрузка.
Факторы, которые провоцируют появление заикания: резкий испуг, разноязычие в окружении, проблемы с моторикой и чувством ритма, неправильное эмоциональное развитие, проблемы с психикой (незначительные, но скрытые) или быстрая речь. Любая из этих причин может послужить толчком к заиканию.
Механизм появления и борьбы с заиканием еще полностью не изучен. Известно, что это нарушения дыхания, артикуляционного аппарата и голоса, работы участков мозга, отвечающих за речь. Нарушается функционирование регуляторного центра, тоническая или клоническая задержка потока речи становится рефлексом, от которого трудно избавиться.
Симптомы болезни
Нехватка воздуха для образования целого слова или слога. При вдохе и выдохе используется большое его количество. Сопротивление в зоне артикуляции работает со сбоями, частыми остановками, поэтому нужно больше воздуха, напряжения мышц. При произнесении звука голосовые связки смыкаются с судорогами — это мешает возникновению звука. Гортань подается вперед. Человек пытается быстро и как можно тверже выговорить звук. Заикание не так видно, когда человек поет и говорит шепотом. Тогда речь практически полностью нормальная.
Откидывание головы в другую сторону во время проявления дефектов речи, закрывание или прикрывание век, сознательное сжимание или заламывание рук, сжимание корпуса, искаженное выражение лица, движения пальцев, потаптывание ногой появляются произвольно или непроизвольно во время клонических или тонических судорог.
Психологическая загруженность. Можно наблюдать боязнь некоторых букв или звуков, намеренного избегания произношения сложных слов. При сильном испуге может появиться временная абсолютная немота.
Возможные осложнения
Снижается коммуникативная активность, которая влияет на уровень развития заикающегося ребенка. Становится тяжело выразить себя, потому что присутствуют глубокая стеснительность и неуверенность в себе: ребенок в школе учится плохо, хотя неглупый и знает многое. Причиной является невозможность показать свои знания, т. к. он стесняется насмешек других одноклассников из-за заикания. Учительница его слушать не хочет, потому что он якобы ничего не знает, плохо читает и не умеет говорить. Следствием такого отношения становится замкнутость ребенка, он молчит на уроках и только дома жалуется родителям, что его в очередной раз оскорбила учительница, т. к. он не смог выговорить слово, занизила оценку за выученный стих потому, что он физически не может рассказать его идеально. Ребенок еще в школе обретает комплексы, от которых будет очень трудно избавиться. Родителям, воспитателям и учителям нужно понимать и поддерживать таких детей с клонической и тонической формами заикания.
Способы борьбы
Сначала нужно диагностировать заикание. Если есть вышеперечисленные симптомы, что не исчезают более трех месяцев, диагноз ясен. Нужно обязательно показать ребенка опытным специалистам: логопеду и невропатологу, рассказать, не подвергался ли он каким-либо травмам раньше. Проверяется нервная система на наличие заболеваний. Главное — это вовремя заметить недуг и сразу начать с ним бороться. Способ лечения зависит от типа заикания и степени развития логоневроза. Оно проходит и индивидуально с каждым маленьким пациентом и в группе. Откорректировать речь поможет логопед, его методика включает индивидуальный комплекс упражнений для постановки отдельных звуков речи и скорости разговора. Есть и логопедические центры для взрослых. Для малышей существуют детские сады с логопедическим уклоном. Там с детьми занимается логопед в группах и индивидуально, если есть необходимость. Специалист необходим для избавления от страха говорить, снятия тревоги при помощи дыхательных практик. В отдельных случаях могут дополнительно назначить седативные медикаментозные препараты. Хорошо помогают массаж, фитотерапия и физиологические процедуры. Заикание проходит с течением времени, не нужно торопить ребенка.
Меры профилактики
Родители должны обеспечить правильный, естественный и здоровый уход за ребенком. Сюда входит:
Питание комплексное.
Соблюдение режима дня, правильное чередование сна и активности.
Постановка речи, правильное речевое развитие, упражнения и пример родителей.
Закаливание, избегание инфекционных и вирусных заболеваний.
Прогулки на свежем воздухе, общение со сверстниками, получение положительных эмоций.
Соблюдение правил личной гигиены.
Избегание стрессов, страхов, запрет на просмотр детьми фильмов ужасов и тех, что предназначены для взрослых.
Ограничение времени нахождения ребенка перед компьютером или телевизором.
Подарите ребенку детство без взрослых проблем, скандалов и негатива. Читайте им добрые сказки, уделяйте больше внимания, рассказывайте об окружающем мире, играйте в песочнице. Риск появления случаев заикания уменьшится в несколько раз. Этим правилам стоит следовать и родителям, чьи дети уже преодолели тонический логоневроз.
Заключение
Клоническая форма заикания — проблема современного общества. Существует 4 степени выраженности этого недуга. Это головная боль для родителей маленьких детей, но она успешно лечится, главное — это внимание и любовь к ребенку, обращение к опытному специалисту и правильное психоэмоциональное воспитание малыша.
psyhoday.ru
Лечение заикания у детей: 16 важных правил в борьбе с заиканием у ребёнка
Заикание – это нарушение коммуникативной функции речи, сопровождающиеся нарушением темпа, ритма и плавности, вызванное судорогами артикуляционного аппарата. Заикание относится к самым распространённым детским неврозам.
Задержка произношения звуков и слогов связана с судорогами речевой мускулатуры: мышц языка, губ, гортани. Они подразделяются на тонические и клонические судороги.
Тонические судороги – это затруднение произношения согласных звуков.
Клонические судороги — это когда ребёнок повторяет звуки или слоги в начале слова, произносит лишние гласные (и, а) перед словом или фразой. Встречается и тонико-клоническое заикание.
Первые симптомы заикания возможны разного характера – это могут быть повторения первых звуков, слогов и невозможность дальнейшего проговаривания слов. Ребёнок как бы начинает пропевать первый слог. Например – «Та-та-та тапки». Либо невозможность начала фразы — тонические судороги.
Появляются голосовые судороги — протягивание гласного звука в начале или середине слова. Первые симптомы заикания возникают в период развития фразовой речи. Это возраст от 2 до 5 лет. Если вы замечаете, что у ребёнка отмечаются сбой в дыхании во время речи, голосовые трудности, он не может начать фразу, если начинаются повторы первых слогов слов или протягивания гласных звуков, то это тревожные симптомы и нужно обратить на них внимание.
Если вовремя не обратить внимание, то такое речевое поведение может воплотиться в настоящее заикание, вызывающее не только проблемы с речью, но и трудности в социальной сфере. У взрослых процесс резко нарушен и работает большее количество мимической мускулатуры, мышцы шеи, верхний плечевой пояс. Социальная картина – некрасивая. Но этот дефект речи не является необратимым нарушением и в большинстве случаев его можно вылечить. Усилия, приложенные в борьбе с заиканием, сделали некоторых людей знаменитыми. Эти люди: Демосфен, Наполеон, Уинстон Черчилль, Мэрилин Монро.
Заикание начинается, к счастью, у малого процента детей. Согласно статистике, только у 2,5 % детей есть этот изъян. Городские дети заикаются чаще, чем малыши из сельской местности.
Среди заикающихся детей мальчиков больше, чем девочек. Это связывают со структурой полушарий. Полушария у женщин организованы так, что левое полушарие работает лучше, чем правое. Благодаря этому у девочек обычно раньше начинается речь, они легче побеждают те речевые трудности, которые обычно ожидают в 2,5 — 4 года.
Когда ребёнок начинает говорить фразами, он постигает затруднения при подборе слов, согласовывание их в числе, роде и падеже. Иногда мы видим, что на этой фазе ребёнок разговаривает взахлёб, с небрежностью, он испытывает затруднения при подборе слов, он торопится. И тогда мы слышим у ребёнка такие специфические запинки, которые квалифицируются как склонность к заиканию.
У ребёнка 2 — 3-летнего возраста стоит отличать заикание от запинок несудорожного характера. При запинках нет судорог артикуляционного аппарата — ни голосовых, ни дыхательных. Запинки всегда имеют эмоциональную природу. Они случаются, так как в возрасте 2 — 5 лет речевые возможности малыша не успевают за его мыслями, и ребёнок как бы захлёбывается. Это называется физиологическими итерациями или запинками. Ребёнок с заиканием при просьбе сказать лучше ухудшит свою речь, а ребёнок с запинками, наоборот, улучшит.
Разделяют внешние и внутренние причины возникновения заикания.
Внутренние причины:
Неблагоприятная наследственность. Если у родителей есть заикание или даже быстрый темп речи, подвижная возбудимая психика, то передаётся именно такой тип нервной системы ослабленного характера, который потом способствует возникновению заикания.
Патология во время беременности и родов. Это факторы, которые могут неблагоприятно отразиться на мозговых структурах ребёнка, отвечающие за речь и двигательную функции. В частности, любая хроническая патология у родителей, болезни мамы во время беременности.
Органические поражения нервной системы при черепно-мозговых травмах, нейроинфекции.
Болезни органов речи (гортань, нос, глотка).
Внешние причины:
Функциональные причины встречаются гораздо реже, и должна опять же быть предрасположенность органического характера, определённый тип нервной системы, который не выдержит некоторых нагрузок, стрессов. Испуг, тяжёлые болезни в период с 2 до 5 лет, которые вызывают ослабление организма и снижают устойчивость нервной системы организма. Также это неблагоприятная обстановка в семье. Заикание у детей также появляется как результат излишне строгого воспитания, повышенных запросов к ребёнку. Иногда родители желают сделать из своих детей гениев, заставляя учить длинные стихи, говорить и запоминать трудные слова и слоги. Всё это может привести к нарушению развития речи. Заикание у детей может усиливаться или уменьшаться. Заикание становиться более сильным, если ребёнок переутомляется, простывает, нарушает режим дня, его часто наказывают.
Диссонанс между полушариями мозга, например, когда ребёнка-левшу переучивают в правшу. По данным организации всемирного здравоохранения около 60 — 70% переученных левшей заикаются.
Подражание заикающемуся члену семьи или другому ребёнку.
Недостаток родительского внимания при формировании речи, и, как следствие быстрая речь и пропуск слогов.
Помощь заикающемуся ребёнку
1. Самое первое и важное, что должны сделать родители – это обратиться к специалистам, которые занимаются проблемами заикания. Если вы увидели первые признаки заикания, то необходимо обращаться в поликлиники к логопедам, психиатрам, неврологам и психологам. Они дадут необходимые рекомендации, если нужно, то назначат медикаментозное лечение и скажут, что делать на первых порах;
Лучше сначала обратиться к неврологу: получить лечение, пройти курс и потом на базе этого начинать занятия с логопедом. Задача педиатра – вылечить сопутствующую патологию, укрепить организм, профилактировать простудные заболевания, в частности, заболевания уха и голосовых связок. Также важно вылечить хронические заболевания, вывести их на стойкую, длительную ремиссию. Физиотерапевтические процедуры также важны в лечении. Это будут занятия в бассейне, массаж, электросон.
Психотерапевт показывает ребёнку, как победить своё заболевание, помогает комфортно ощущать себя независимо от ситуации, помогает побороть страх в общении с людьми, даёт понять, что он полноценный и ничем не отличающийся от других детей. Занятия осуществляются вместе с родителями, помогающими ребёнку преодолеть заболевание.
Стоить помнить, что чем раньше вы примете меры, тем лучше. Чем больше стаж заикания, тем тяжелее от него избавиться. Следует попытаться побороть заикание до зачисления ребёнка в школу, а для этого нужно как можно раньше обратиться к логопеду и следовать всем его указаниям, так как в программу обучения входят выступления на публике при ответе на вопросы преподавателя, что может послужить большой проблемой для вашего чада.
Борьба с заиканием с возрастом будет более сложной из-за закрепления навыков неправильной речи и сопутствующих нарушений.
2. Перейти на замедленный темп речи всей семье. Обычно ребёнок легко подхватывает этот темп и через 2 — 3 недели начинает отзеркаливать его. Хорошо играть в молчанку. Вам необходимо придумать любую сказочную историю, объясняя ребёнку, почему это нужно делать. Недопустимо разговаривать с ребёнком короткими фразами и предложениями.
Категорически нельзя при заикании поправлять и ругать ребёнка, принимая это за баловство. Не стоит обсуждать эту проблему при ребёнке.
3. Ограничение общения. Ребёнку не следует посещать учебные, дошкольные учреждения, а остаться дома на 2 месяца. Также нужно прекратить все визиты к гостям.
4. Начать пить успокоительный сбор. Например, «Баю-бай».
5. Проанализировать ситуацию в семье. Необходимо обращать внимание, когда ребёнок начинает заикаться, в какое время суток, отмечать все провоцирующие факторы. Это нужно для того, чтобы, когда вы пойдете к специалисту, у вас уже был дневник наблюдений.
6. Успокоить ребёнка: убрать телевизор, громкую музыку, эмоциональную нагрузку, дополнительные занятия. Полезно включать ребёнку спокойные аудиосказки. Ссориться в семье перед ребёнком недопустимо. Важно исключить переутомление и перевозбуждение ребёнка. Не принуждайте малыша по много раз проговаривать трудные слова. Реже делайте замечания и чаще хвалите ребёнка.
7. Игры для профилактики заикания. Они создают правильное дыхание на глубокий вдох и медленный выдох. Прежде всего занимайтесь с ребёнком спокойными играми. Например, вместе рисуйте, лепите, конструируйте. Очень полезно увлечь ребёнка неспешным чтением вслух и размеренным декларированием стихов. Такие занятия помогут ему корректировать речь. Учите стихи с короткой строкой и чётким ритмом. Отлично помогает маршировка, хлопки под музыку, танцы, пение. Пропевание трудных моментов и шёпотная речь помогает избавиться от судорожных моментов.
Примеры упражнений для формирования правильного дыхания на глубокий вдох через нос и медленный выдох через рот:
«Стеклодувы». Для этого вам понадобятся обычные мыльные пузыри. Задача малыша — надуть их как можно больше;
«Кто быстрее». Для неё вам понадобятся ватные шарики. Задача малыша — сдуть шарик со стола первым;
Для детей школьного возраста подойдёт игра с надуванием шаров. Полезно научить ребёнка играть на простых духовых инструментах (свистки, дудки);
а во время купания поиграйте в «Регату». Перемещайте дутьём лёгкие игрушки;
«Фонтанчик». Игра заключается в том, что ребёнок берёт соломку и дует через неё в воду.
Если дети постарше, то можно использовать дыхательную гимнастику Стрельниковой. Она основана на коротком вдохе носом;
«Домашняя песочница». Сначала нужно позволить играть с песком ребёнку молча. А на заключительных этапах просить рассказать, что ребёнок построил.
8. Очень полезно, укладывая ребёнка спать, сделать ему расслабляющий массаж. Он проводится мамой, которая сидит у изголовья постели ребёнка. Проводятся мягкие массирующие движения, которые расслабляют органы артикуляции, верхний плечевой пояс.
9. Дублирование речи пальцами ведущей руки. Речевой и центры, отвечающие за ведущую руку, имеют в коре головного мозга почти одно и то же представительство. Когда двигается рука, то сигнал бежит в мозг. Та часть коры головного мозга приходит в возбуждение и, поскольку речевые центры находятся здесь же, то рука начинает, как на буксире, тянуть за собой речь. То есть мы делаем движение руки на каждый слог. Детям младшего возраста можно делать движения двумя пальчиками.
10. Логопедические уроки. На логопедических уроках подбираются упражнения, убирающие напряжение и делающие речь плавной и ритмичной. Ребёнку следует повторять упражнения дома, добиваясь чёткости речи.
Уроки имеют определённую систему, этапность, последовательность. Сначала дети изучают правильное повествовательное изложение текста. Они читают стихи, осуществляют пересказ домашнего задания. Особенность этого повествования в том, что ребёнок чувствует себя комфортно, он понимает, что ему не выставят оценку и не будут над ним насмехаться. Речь детей при таких упражнениях становится размеренной, спокойной, интонация не меняется. При достижении отсутствия заикания в повествовательном рассказе ребёнок привносит эмоциональную окраску в речь: где-то повысит голос, где-то сделает акцент, а где-то театральную паузу.
На занятиях имитируются разные повседневные ситуации, в которых оказывается ребёнок. Это учит его бороться с заиканием вне кабинета логопеда.
Обязательно поддерживайте у ребёнка хороший эмоциональный настрой. Ребёнку следует давать награду за его успехи. Пусть это будет просто похвала, но ребёнок должен чувствовать важность своих достижений. Присутствие примеров правильной речи обязательно на занятиях. Примером может быть речь логопеда, других детей, уже прошедших курс лечения. Логопедическая ритмика — важный пункт в лечении заикания. Это упражнения для голосовых, мимических мышц, подвижные игры, пение, хороводы.
Обязательно задавайте ребёнку задания на дом для того, чтобы лечение не ограничивалось только кабинетом логопеда.
Не стоит повышать на ребёнка голос, это лишь усугубляет заикание.
Современные логопедические методы помогают ребёнку довольно быстро одолеть болезнь и вести полноценный образ жизни.
11. Дыхательные упражнения — один из общепринятых методов лечения. Они развивают мышцы аппарата речи и голосовые связки, учат глубокому, свободному и ритмичному дыханию. Также полезно воздействуют на дыхательную систему в целом, расслабляют ребёнка.
12. Компьютерные программы — действенный метод лечения заикания. Они синхронизируют речевой и слуховой центр в головном мозге. Ребёнок дома, сидит за компьютером и говорит в микрофон слова. Происходит небольшая задержка благодаря программе, разрешающая ребёнку слышать свою речь, и он подстраивается под неё. И, как следствие, речь становится плавной. Программа разрешает разговаривать ребёнку в обстоятельствах с эмоциональной окраской (радость, гнев и др.) и даёт совет, как одолеть эти факторы и улучшить речь.
13. Существует также метод гипноза для детей старше 11 лет. Этот метод позволяет избавиться от спазма речевой мускулатуры, страха выступать на публике. Речь после 3 — 4 процедур становится плавной и уверенной.
14. Метод точечного массажа относится к нетрадиционной медицине. Специалист влияет на точки на лице, спине, ногах, грудной клетке. Благодаря этому методу происходит улучшение регулирования речи со стороны нервной системы. Массажем лучше заниматься постоянно.
15. Лечение медикаментозными препаратами является вспомогательным методом лечения заикания. Такое лечение проводит невролог. Используются противосудорожная терапия, успокоительные средства. Благодаря лечению налаживаются функции нервных центров. Успокаивающие средства также хорошо помогают в лечении заикания: отвар и настой трав (пустырника, корня валерианы, мелиссы). Убрать заикание при применении одних лекарств не представляется возможным.
16. Общеукрепляющие методы, такие, как режим дня, правильное питание, закаливающие процедуры, исключение стрессовых ситуаций также приносят пользу в борьбе с заиканием. Также важен долгий сон (9 часов и более). Для глубокого сна можно вечером помыться в тёплом душе или принять ванну с расслабляющими добавками (например, хвоей).
Питаться ребёнок должен витаминизированной пищей, включающей больше молочных и растительных продуктов. Необходимо ограничить ребёнка в мясе, острых блюдах, убрать крепкий чай, шоколад.
Соблюдать режим дня. Ровное спокойное течение жизни способствует укреплению нервной системы.
Благоприятная атмосфера в семье. Доброжелательная, спокойная атмосфера, в которой ребёнок ощущает надёжность. Доверительные отношения, чтобы, когда у ребёнка появляются страхи или тревога, он мог всегда обратиться к родителям.
Воспитывать эмоциональную устойчивость. Стрессы и волнения будут всегда в жизни ребёнка. Родители должны научить детей выходить из разных стрессовых ситуаций. Привить ребёнку чувство, что всегда можно найти какой-то выход.
Заключение
Борьба с заиканием — это нудный, тяжёлый, кропотливый труд. Но существуют исторические примеры, которые показывают героизм людей, когда они побеждали заикание и формировали боевой характер.
kroha.info
Формы заикания
Добрый день!
В этой статье я бы хотел поговорить о формах заикания.
Официальная медицина классифицирует заикание на две группы:
Невротическая и неврозоподобная формы заикания
Неврозоподобная форма заикания часто появляется на фоне ярко выраженного психического расстройства с нарушениями моторики и потерей контроля над артикуляцией. Эта форма фиксируется на приборе Электроэнцефалограммы, показывая чаще всего патологическое функционирование мозга, дети с этой формой часто отстают в развитии от сверстников. Неврозоподобное заикание имеет мало общего с обычным заикание и является лишь малой частью, верхушкой гораздо более серьезного заболевания, связанного с отклонениями психики. В отличии от невротической формы, неврозоподобная форма заикания обнаруживается средствавами объективной диагностики, попросту говоря, ее видно, когда делают МРТ.
Прочитайте мою книгу, в которой я рассказываю мой опыт избавления от заикания, введите ниже ваш email и получите ее, это совершенно бесплатно!
Невротическая форма заикания это обычное нам заикание, которое не обнаруживается средствами медицинского обследования. Электроэнцефалограмма показывает вполне гармоничное состояние головного мозга (если нет отклонений, связанных с другим заболеванием), в отличие от неврозоподобной формы, если заикающийся молча пройдет обследование, то врачи не смогут выявить, что у человека заикание. Невротическое заикание у детей возникает в большинстве случаев в возрасте 3-4 лет, начинается внезапно и быстро прогрессирует.
Типы течения заикания при этом зависит от обстановки: часто наедине с собой заикание значительно ослабевает, а при внутреннем диалоге с самим собой заикание полностью отсутствует. Но в стрессовой ситуации, особенно в ситуации связанной с публичными выступлениями, обращением к не знакомым людям, звонок по телефону, заикание значительно усиливается, и каждое слово дается с большим усилием из-за сильнейших спазмов речевого аппарата.
Классификация заикания: клоническая и тоническая формы
Клоническое заикание: при этой форме заикающийся многократно произносит одно и то же слово или слог. Клоническая форма проявляется так же судорогами при заикании.
Тоническое заикание: при ней наблюдаются длительные паузы, как перед началом речи, так и во время произнесения фразы. Пауза сопровождается судорогами речевых мышц, а так же лица, губ и даже мышц живота.
Так же существует смешанная форма, это совокупность тонической и клонической формы.
Но это все официальная версия. Я бы хотел озвучить свою, на основе многолетнего опыта, я каждый день ощущал эти чувства. Хоть я и не врач, не профессор и медицинский университет не заканчивал, собственное мнения я, надеюсь, заслужил.
Я не касаюсь формы: неврозоподобное заикание, так как это клинический случай, который фиксируют медицинские приборы. Это уже явное психическое расстройство, конечно это тоже заикание, но оно вызвано дисфункцией головного мозга и тут, к сожалению, я бессилен.
На мой взгляд, классификация заикания на тоническую и клоническую не имеет смысла, так как я не встречал ни разу, чтоб была только какая-то одна какая-то форма. Всегда имеет место и паузы, особенно перед началом речи, которые конечно же вызваны спазмом и повторения слогов и слов.
А на счет тонической формы я вообще не уверен, что такая существует. Проявление этой форма без клонической если и бывает, то крайне редко. Я уже писал свое мнение об этом в статье «Причины заикания», разрешите повторить!
Я тоже повторял слога, слова и даже целые словосочетания. Осознать, почему так происходит, потребовало самоанализа, я понял это только лет в 25. А причина, на мой взгляд, вот в чем: заикающийся всей душой хочет выглядеть нормальным (конечно потому что он и есть АБСОЛЮТНО нормальный) и стоять с перекошенным лицом, пытаясь преодолеть спазм, пугать народ своей физиономией это серьезный удар по самолюбию. Под самолюбием тут я подразумеваю огромное желание выглядеть нормальным. Самолюбие у заикающегося очень ранимое, иногда простая насмешка вызывает бурю обиды, злобу и слезы. Особенно это касается девушек.
В студенческие годы я подрабатывал в баре и однажды я где-то не много «накосячил» и пытался объяснить подвыпившему посетителю, что ему надо доплатить. Этот посетитель сделал пренебрежительное лицо и ответил: «Что нормального бармена не могли найти, не заику?». Любой заикающийся поймет, какие чувства я испытывал. Даже какой-то «синий» маргинал способен меня морально уничтожить одной фразой, попытался бы я что-то возразить, начал бы заикаться еще сильнее, что вызвало бы только большие насмешки. Таких моментов в моей жизни было сотни.
Подведя итог, могу выделить только две формы заикания:
Неврозоподобная – может наблюдаться на ряду с психическим расстройством. Определяется объективными средствами медицинской диагностики. Как лечить мне не известно.
Невротическая – это заикание не связанное с психическими расстройствами или физическими травмами. Человек с этой формой не имеет объективных физических или психических травм или отклонений, которые могли бы вызвать заикание. Может проявляться в клонической и тонической форма. О лечение этого типа читайте тут.
Степени заикания, которые я встречал, можно условно расположить на 10 бальной шкале, от легких запинок, чуть выше нормы, до практически не понятной речи. Скажу, что примерно 70% заикающихся, заикаются примерно одинаково, на 5-6 баллов из 10.
Если вам есть, что добавить или возразить, буду очень рад увидеть ваши комментарии!