Главное меню

Ждем малыша
Будущим родителям
Календарь беременности
Поддерживаем форму
Подготовка к родам

 

Здравствуй мир
Меню новорожденного
Режим дня
Гены и характер
Здоровье малыша и мамы

 

Первые шаги
Поговори со мною мама
Внимание - я расту
Доктор объясняет
И вкусно и полезно

 

Детский сад
Готовимся к школе
Игры бывают разные
Уроки общения
Детские страхи
 
Разное
 

-------[СТАТЬИ]-------

Красота и здоровье
Семейные дела
Менструация (месячные)
Интим
Как мы устроены
Другое
 
 

   

 

Программа зайцева для дошкольников


Рабочая программа кружка дополнительного образования «Кубики Зайцева»

ирина жерукова Рабочая программа кружка дополнительного образования «Кубики Зайцева»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

города Москвы гимназия № 1404 «Гамма»

Рабочая программа

кружка дополнительного образования по раннему обучению чтению

«Кубики Зайцева»

в рамках дополнительного образования

Составила:

Жерукова И. М.

Пояснительная записка.

Программа предназначена для обучения чтению детей 3-5 лет. Обучение детей направлено на полноценное овладение навыком осознанного чтения. В человеческой деятельности нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. Поэтому грамотное владение речью и развитие коммуникативных функций особенно актуальны для нынешнего и будущих поколений. В настоящее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Исходя из этого, значительно снизился уровень детской грамотности. Дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма) становятся первопричинами плохой успеваемости в школе. Нарушения в речи, ошибки в произношении, влекут за собой грубые ошибки в письме, неграмотным речевым высказываниям, и приводят, впоследствии, к обеднению словарного запаса, неумению грамотно выразить свои мысли, а значит и оскудению русского языка в целом. Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности, в процесс которой входит способность воспринимать информацию, понимать информацию записанную (передаваемую) тем или иным способом, воспроизводить её.

Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, т. к. является частью процесса речевого развития. Оно способствует формированию навыков языкового анализа и синтеза, обогащению словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи. Чтение выступает одним из способов получения информации и возможности использовать её.

Необходимость обучения чтению в старшем дошкольном возрасте способствует успешной адаптации ребёнка к новым условиям обучения в школе. От уровня сформированности навыков осознанного чтения зависит успешность обучения в школе. «Перед знакомством с конкретными, опробованными приёмами работы с кубиками и таблицами, совершенно необходимо осветить одно положение, определяющее СТРАТЕГИЮ обучения. ПУТЬ К ЧТЕНИЮ ЛЕЖИТ ЧЕРЕЗ ПИСЬМО. Не сегодня и не только в нашей стране подмечено, да не всем и понято. Письмо почему-то многими преподавателями понимается как шкрябание, да еще непременно ручкой, и непременно в тетради. А машинопись? А на компьютере? Не за горами день, когда компьютер с голоса будет печатать. Весь мир над этим работает. Существует определение письма как превращения звуков в знаки. Чтение отсюда — превращение знаков в звуки» Н. А. Зайцев «Письмо. Чтение. Счет»

С помощью программы кружка «Кубики Зайцева» я надеюсь, что дети освоят навык чтения по складам; предупредить трудности в овладении речью у детей старшего возраста, помочь им сформировать правильный грамматический строй речи, поработать над лексическим словарным запасом, ритмикой и мелодикой речи, т. е. сформировать просодический компонент. Все мои усилия будут направлены на предупреждение на раннем этапе тех трудностей, которые могут возникнуть впоследствии, на этапе школьного обучения.

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в ГБОУ и стандарты:

• Закон Российской Федерации от «Об образовании».

• «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях», СанПиН 2.4.1.2660-10

Особенностью программы является использование технологии Н. А. Зайцева для обучения детей дошкольного возраста, цель, которой – предупреждение ошибок в чтении и письме.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Цель: формирование навыка осознанного грамотного чтения на принципе чтения по складам. (Это исконно русская единица чтения. Так на Руси издавна учили детей. Складовой принцип чтения положил в основу своей азбуки Лев Николаевич Толстой)

Задачи:

• Повысить уровень общего речевого развития путем уточнения, расширения и активизации словаря.

• Совершенствовать грамматический строй речи.

• Развивать связную речь.

• Формировать психологические предпосылки к обучению и учебную мотивацию.

• Развивать психологические процессы.

• Развивать графомоторные навыки.

• Формировать навык самоконтроля.

• Формировать мотивацию к чтению, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.

Методика Зайцева построена на принципе чтения по складам. Это исконно русская единица чтения. Так на Руси издавна учили детей. Складовой принцип чтения положил в основу своей азбуки Лев Николаевич Толстой. Обучение старших дошкольников чтению строится с учётом следующих принципов: научности, систематичности и последовательности; доступности и посильности; наглядности; сознательности и активности, развитие творческой инициативы; прочности, осознанности и действенности результатов обучения; учёта возрастных особенностей обучаемых, индивидуализации; дифференцированного подхода; параллельного обучения всем видам речевой деятельности.

В содержание программы заложена возможность реализации следующих психолого – педагогических технологий: коррекционных, развивающих, игровых, технологии личностно-ориентированного подхода, педагогического мониторинга, информационно-коммуникационных технологий.

Организация процесса обучения.

Освоение навыка чтения по складам происходит постепенно, в два этапа

Первый этап: восприятие и узнавание складов. Сначала у ребенка формируются визуальный и звуковой образы складов в так называемом режиме «неполного узнавания». Ребенок двигается от таблицы к таблице и вслед за взрослым показывает, повторяет, прочитывает тот или иной склад. С помощью взрослого или по его указанию малыш выбирает нужные склады на кубиках для составления слов, а потом озвучивает написанное.

Результат: у ребенка возникает чувство, что склад, который он видит, ему уже знаком.

Второй этап: воспроизведение складов. Ребенок все более уверенно и самостоятельно находит и произносит склад за складом.

Результат: ребенок полностью овладевает навыком складового чтения.

Эффективность работы определяется четкой организацией детей в

период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня.

Основная форма организации работы с детьми :

• организация приятной атмосферы занятия

• организация учебной среды – размещение пособий

• ритмизация деятельности ребенка и многократное повторение материала.

Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»:

15-20 минут – вторая младшая группа (3-4 года,

20-25 минут – средняя группа (4-5 лет).

Учебный план

форма проведения количество занятий в год количество занятий в неделю

Обучение чтению подгрупповая 64 2 занятия

Форма построения занятий:

• Организационный момент.

• Классификация кубиков.

• Озвучивание кубиков и таблиц.

• Поиск.

• Письмо и чтение слов.

По окончании обучения дети должны уметь:

1. Вид деятельности – ПИСЬМОЧТЕНИЕ – последовательное выкладывание (или показ) складов и их озвучивание.

Уметь легко ориентироваться в кубиках.

Легко отыскивать нужную букву.

Уметь составлять и разбирать различные слова по образцам.

Дописывать кубиками слова, которые начал составлять взрослый, и прочитывать их.

Дописывать по таблице слова, которые начал составлять (показывать указкой) взрослый: показывать своим пальчиком или указкой, одновременно прочитывая их.

2. Вид деятельности – ПОИСК. Этот вид деятельности можно назвать настоящим «стимулятором» для восприятия, внимания и памяти малыша. Он призван закрепить представления ребенка о видах кубиков и порядке расположения складов на кубиках и в таблицах. Поиск — основной вид деятельности на этапе усвоения и закрепления системы складов. Ребенок сможет осуществлять:

Поиск объекта (кубика, группы складов, склада) по заданным свойствам:

Примеры:

«Найди среди кубиков железный кубик «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ» и принеси его».

«Найди серую строчку «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ» в этой таблице» («Таблица №1»).

«Найди и покажи в слове «БАБУШКА» серый склад «БА».

Поиск места объекта по заданным ориентирам

Примеры:

«Найди среди кубиков кубик «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ», он находится первым в дорожке из кубиков (среди больших железных кубиков, верхним в башенке из кубиков и т. д.) и принеси его».

«Найди на кубике «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ» склад «БЭ». Поверни к себе кубик и посмотри на верхнюю грань».

«Найди и покажи в слове «БАБУШКА» склад «БА», он находится впереди (крайним слева, первым по счету)».

«Найди строчку «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ» в таблице. Это самая первая строчка сверху (первая слева верхняя строчка)».

«Найди склад «БА» в таблице. Он находится сразу под «Б» («Таблица №1»). Он находится рядом с «Б» в самой верхней строчке (в одном из самых первых столбиков наверху)» («Таблица №2»).

3. Вид деятельности - ОЗВУЧИВАНИЕ или пропевание складов — ведущий вид деятельности на начальном этапе обучения чтению. Озвучивание складов проходит по кубикам и по таблицам и занимает совсем немного времени. Пропевание — прекрасная фонетическая разминка, с ее помощью «шлифуется» произношение каждого звука, тогда как в потоке обычной речи дефекты дикции малыша могут быть не слышны, не заметны. Запоминание складов через пропевание идет удивительно быстро. Это происходит за счет многократных повторений.

Ребенок может:

Озвучивать кубики. (Озвучить любой кубик (по своему выбору). Озвучить кубик, на который указал взрослый (большой деревянный, маленький железный двойной и т. д.).

Озвучивать таблицы.

Озвучивать склады последовательно столбиками, двигаясь слева направо: сначала все верхние столбики сверху вниз, потом все нижние столбики сверху вниз («Таблица № 1», по отдельным столбикам сверху вниз («Таблица № 2»).

Озвучивать столбики с парными согласными по «Таблице № 1» сверху вниз: верхний столбик, потом нижний столбик и т. д.

Озвучивать склады по таблицам строчками: последовательно сверху вниз.

Озвучивать склады в любом другом порядке, последовательно или выборочно, на разные мотивы знакомых детских песенок.

Ребенок может действовать вместе со взрослым или самостоятельно, под наблюдением взрослого.

4. Вид деятельности - КЛАССИФИКАЦИЯ — это распределение кубиков на отдельные группы. Ребенок умеет классифицировать:

По размеру.

По цвету.

По цвету и звучанию.

По размеру, цвету и звучанию.

По гласным буквам.

По согласным буквам.

Владеет основными этапами классификации:

Выбор кубика из числа других кубиков.

Выбираем нужный кубик из двух-трех, а потом из пяти-шести других кубиков.

Выбираем нужный кубик из всей россыпи кубиков.

Сотрудничество со взрослым.

Ребенок действует вместе со взрослым.

Ребенок действует самостоятельно, по словесному указанию взрослого.

Основные варианты деления больших групп кубиков.

Из двух кучек — шесть: большие и большие двойные кубики + маленькие и маленькие двойные кубики = серые (железные, коричневые (деревянные) и желтые (золотые) кубики.

Из трех кучек — шесть: коричневые (деревянные) кубики + серые (железные) кубики + все желтые (золотые) = большие и маленькие кубики. В «серой» и «коричневой» кучках вместе с большими кубиками будут находиться и большие двойные кубики, а вместе с маленькими — маленькие двойные.

Важным достоинством этой методики является то, что все происходит в движении, ненавязчиво.

«Игра только тогда и там, где есть ТВОЙ ВЫБОР, ТВОЙ ПОИСК, ТВОЯ БОРЬБА. Игра мобилизует ТВОИ возможности, инициативу, учит сотрудничать, когда выступаешь за команду, тактике, стратегии. Используются ТВОИ индивидуальные качества — вот тебе, бабушка, и ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ обучения. Без выбора, поиска, борьбы нет игры». Н. А. Зайцев «Письмо. Чтение. Счет».

• формирование правильной осанки;

• высокий уровень общей двигательной активности;

• улучшение дикции;

• правильная фиксация взора;

• активное раскрепощение индивидуальных способностей.

Тематическое планирование

№ Тема занятия Количество занятий

1. Как тебя зовут? Как зовут твою маму (Осваивание складов. Прописывание имен указкой по таблице. Выкладывание имени из кубиков Озвучить выбранный кубик. (Попевка1) 2

2. Моя любимая еда. (Попевка1. Работа с указкой и кубиками) 2

3. Какие разные слова (Попевка1. Работа с указкой и кубиками) 2

4. Идем в поход. (Попевка1. Работа с указкой и кубиками) 2

5. «Большие - маленькие».Классификация кубиков. (Попевка1. Работа с указкой и кубиками) 2

6. «Дерево-Железо-Золото»Классификация кубиков. (Попевка2. Работа с указкой и кубиками) 2

7. «Поезда». Классификация кубиков. (Попевка2. Работа с указкой и кубиками) 2

8. «Обед». (Попевка2. Работа с указкой и кубиками) 2

9. «Путешествие в зоопарк» (Попевка2. Работа с указкой и кубиками) 2

10. Спортивные соревнования (Попевка2. Работа с указкой и кубиками. Эстафеты.) 2

11. «Морское путешествие»(Попевка3. Работа с указкой и кубиками) 2

12. «Загадки-отгадки» - с отгадками на два кубика (Попевка3. Работа с указкой и кубиками) 2

13. «Загадки-отгадки» - с отгадками на три кубика (Попевка3. Работа с указкой и кубиками) 2

14. «Загадки-отгадки» - с отгадками на четыре кубика (Попевка3. Работа с указкой и кубиками) 2

15. Слова со складом ЖИ (Попевка3. Работа с указкой и кубиками) 2

16. Слова со складом ШИ (Попевка4. Работа с указкой и кубиками) 2

17. Слова со складом ЖЕ (Попевка4. Работа с указкой и кубиками) 2

18. Слова со складом ШЕ (Попевка4. Работа с указкой и кубиками) 2

19. Слова со складом ЦЕ (Попевка4. Работа с указкой и кубиками) 2

20. Слова со складом ЧА. (Попевка4. Работа с указкой и кубиками) 2

21. Слова со складом ЩА (Попевка5. Работа с указкой и кубиками) 2

22. Слова со складом ЧУ (Попевка5. Работа с указкой и кубиками) 2

23. Слова со складом ЩУ (Попевка5. Работа с указкой и кубиками) 2

24. «Кто знает, где…» (Попевка5. Работа с указкой и кубиками) 2

25. Складовые картинки «Дорожные знаки для детей и взрослых» (Попевка5. Работа с указкой и кубиками) 2

26. Складовые картинки «Кто вокруг меня живет?» (Попевка6. Работа с указкой и кубиками) 2

27. Складовые картинки «Что вокруг меня растет?» (Попевка6. Работа с указкой и кубиками) 2

28. Складовые картинки «Продуктовый магазин» (Попевка6. Работа с указкой и кубиками) 2

29. Складовые картинки «Детский мир» (Попевка6. Работа с указкой и кубиками) 2

30-31 «Живое слово» (Попевка6. Работа с указкой и кубиками) 2

32 Открытое занятие «Чему мы научились за год» 2

www.maam.ru

Проект «Обучение чтению детей по кубикам Н. А. Зайцева»

Елена Неретина Проект «Обучение чтению детей по кубикам Н. А. Зайцева»

«Обучение чтению детей по кубикам Н. А. Зайцева»

Актуальность и полезность инновации.

В связи с последними изменениями в сфере дошкольного образования, обучение грамоте детей по альтернативным методикам стали не актуальны.

ФГОС преследует цель создания равенства возможностей для каждого

ребёнка в получении качественного дошкольного образования. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. В стандартах говорится о том, что необходим отказ от учебной модели в детском саду, т. е. от занятий.

Стандарт требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать

дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Отличие дошкольного образования от общего заключатся и в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность, основу развития представляет игра.

Желание специалистов (учителей – логопедов) использовать в работе новые технологии вызвано в первую очередь спецификой детей с тяжелыми речевыми нарушениями. Используя фонемный метод обучения, педагоги часто чувствовали себя бессильными перед стойким неуспехом некоторых детей. Эти дети с трудом усваивали навыки звукобуквенного анализа и синтеза. Для них иногда оказываются недоступными: такие абстрактно-символические понятия, как «гласный звук», «твердый и мягкий согласный звук», «буква», «слог», «точка», «ударение», «схема слова, предложения» и т. д. Особую трудность для детей представляет усвоение йотированных гласных, мягких согласных. И хотя большинство выпускников логопедических групп поступают в школу, овладев механизмом чтения, среди них уже к концу первого класса выявляется огромный процент дисграфиков и дислексиков. Та-ким образом, традиционный подход к обучению грамоте в детском саду не всегда удовлетворяет современным требованиям школы, поскольку не достаточно хорошо решает проблему профилактики нарушений письменной речи.

Мне хотелось бы поделиться с вами опытом работы по обучению детей грамоте по системе Н. А. Зайцева - ведущего ученого, филолога, новатора в области обучения детей. Его система применялась мною в работе с детьми - дошкольниками с диагнозом “общее недоразвитие речи” 2-3-го уровня, но, как показывает опыт других дефектологов, логопедов, эта система может успешно применяться и в начальной специальной школе.

Система Н. А. Зайцева относится к нетрадиционным системам обучения. Изначально она была разработана для обучения чтению детей без отклонений в развитии, начиная с 2-х летнего возраста и кончая 7-8-летним. Но самое главное, это даже не возрастной диапазон, а темпы и качество обучения детей.

Обычный ребенок 6-7 лет научается читать по этой системе через2-3 месяца, ребенок с речевой патологией - через 4-5 месяцев. Для достоверности приведу ряд цифр. Из 10 детей с ОНР трое читали фразы через 2 месяца, остальные - только слова. Еще через 3 месяца семь детей овладели послоговым чтением, а трое - беглым. Итак, весь период обучения занял 5 месяцев, а ведь среди этих детей у пятерых был вторичный диагноз “ЗПР”, у двоих - заикание. Эти данные в процессе моей работы и позволили сделать вывод о неординарности предложенной Зайцевым системе, о ее нужности дефектологам.

Отличительные особенности программы

По методике Зайцева всё обучение чтению строится на кубиках и настенных таблицах. «Обучение чтению по кубикам Зайцева» - игры-занятия, в основе которых лежит складовой принцип обучения Н. А. Зайцева (заучивание складов, их пропевание).

Используются большие и маленькие кубики, есть одинарные и двойные, золотые, железные, деревянные. Имеется белый кубик со знаками препинания. Буквы на кубиках написаны разным цветом. Они отличаются по весу, по звучанию и вибрации наполнителя и т. п. Каждая особенность имеет свою цель, чтобы решать определенные задачи по обучению чтению. Одновременно с кубиками при обучении используются специальные таблицы складов.

Принципиальное отличие методики обучения чтению Н. А. Зайцева от традиционных методик в том, что ребенок учится читать, не составляя слова из отдельных букв, и не по слогам, а по складам. Важно то, что ребёнок видит все склады сразу, а не по одному. Из этих складов, как из кирпичиков, малыш строит слово, постепенно переходя от письма к чтению. Выход в чтение через пение - это неотъемлемый принцип в методике Н. А. Зайцева. Поэтому склады поются, а не проговариваются. Поётся и алфавит, с которым дети знакомятся чуть позже.

Игра выстраивается в сложный процесс овладения многими учебными умениями. Она предполагает взаимопроникновение разных видов деятельности: наблюдение, обследование, беседа, чтение по таблице, чтение и «письмо» кубиками, чтение произведений русского народного творчества (колыбельные песенки, считалки, скороговорки, дразнилки, небылицы и др.).

Таким образом, играя в кубики, у ребёнка увеличивается число каналов восприятия, по которым поступает информация, в результате чего повышается эффективность обучения. При обучении чтению по Зайцеву ребенок начинает читать уже после нескольких занятий.

Цель проекта:

Обучение детей дошкольного возраста сознательному, правильному чтению по складам с переходом к чтению целым словом, далее развивать навыки чтения предложениями. Подготовка детей к школьному обучению.

Задачи проекта:

- познакомить детей с кубиками и таблицами, научить различать кубики по цвету, звучанию, величине, классифицировать их;

- работать над фонетической и фонематической стороной речи, пропевая складовые попевки;

- уверенно называть склады на кубиках и таблице, составлять слова;

- легко и весело ввести ребенка в обучение чтению;

- развивать устную речь путем пропевания складов по таблице, кубикам;

- свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам;

- способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи ребёнка;

- развивать у детей внимание, память, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук, слух;

- воспитывать любовь к родному языку.

Мотивационный этап

Задачи:

- развивать речевую и познавательную активность;

- привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению;

- развивать диалогическую речь детей.

Возраст детей

Данный проект рассчитан на детей в возрасте от 4 до 6 лет. Возраст ребенка влияет на обучение чтению по методике Н. А. Зайцева. Результативное обучение чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей детей. В 4-5 лет дети уже могут анализировать свойства окружающих их предметов. Именно в этом возрасте у детей проявляется интерес к буквам, поэтому можно начинать подготовку к обучению чтению. Подготовка к обучению чтению детей дошкольного возраста, должна включать в себя игры которые способствуют освоению навыков чтения. Они направлены на развитие памяти, внимания, мышления и мелкой моторики.

Ребенок, который начал читать в возрасте 5-7 лет, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником:

- читая, ребенок развивает свою речь, поскольку чтение - это одна из разновидностей речи (письменная);

- читая и запоминая новые слова, ребенок развивает мышление, увеличивает словарный запас;

- чтение помогает ребенку запомнить эталоны построения предложений, и он сам начинает строить свою речь правильно;

- для ребенка чтение - это новый вид получения информации, теперь он может самостоятельно узнавать интересующие его сведения.

Ожидаемые результаты программы:

К концу первого года обучения дети должны:

- знать, правильно озвучивать и показывать «золотые», «железные», «деревянные» склады (таблица и кубики);

- уметь читать попевки (слева - направо, сверху - вниз);

- классифицировать кубики;

- уметь голосом выделять ударный склад;

- овладеть складовым чтением слов.

К концу второго года обучения дети должны:

- читать, находить гласные, согласные (глухие, звонкие, твердые, мягкие) на таблице;

- уметь составлять своё имя, фамилию, читать (таблица);

- уметь выделять ударный склад;

- освоить чтение алфавитных песенок;

- читать предложения, небольшие тексты, понимать смысл прочитанного.

Сроки реализации проекта (время, этапы работы)

Время реализации проекта

Продолжительность обучения - 2 года (1-й год обучения - для детей 4-5 лет;

2-й год обучения для детей 5-6 лет).

Количество занятий в неделю:

Первый год обучения - 2 раз.

Второй год обучения – 2 раза.

Продолжительность одного занятия:

1-й год обучения - 2 раза в неделю по 20 мин

2-й год обучения - 2 раза в неделю по 25 мин.

Работа по системе Зайцева начинается с детьми, не умеющими читать и писать, не знающими букв, не владеющими звукобуквенным анализом или владеющими в недостаточной мере.

Этапы работы

1 этап подготовительный

Цели: привлечь внимания к кубикам и таблицам, развивать умение манипулировать кубиками, научить следить за действиями педагога и выполнять его инструкции.

Этот этап достаточно простой и очень короткий 5-6 занятий. Однако на каждом занятии необходимо включать 1-2 более сложных задания, необходимых для обеспечения “зоны ближайшего развития”. На этом этапе дети учатся правильно крутить кубики в руках, глядя на каждую сторону с изображением складов. Особым и важным приемом на этом этапе является пропевание складов в процессе манипуляций с кубиком. Педагог сначала крутит сам кубик в руках, пропевая как гамму, а не читая, каждый склад, причем произносимая сторона кубика обращена к ребенку. Смысл этого регулярно использующегося упражнения в развитии ритмико-интонационной стороны речи, концентрации внимания и запоминания складов. Другими словами у ребенка развивается скоординированная работа системы анализаторов, развивается ощущение звуковой стороны речи. Особенно четко это просматривается при пропевании складов по таблицам.

На первых занятиях используются такие виды работы, как подбор к одной гласной букве всех кубиков, имеющих эту букву

«Игра “Паровоз»

Цели:

Учить работать с кубиками, выбирая на них сторону с заданной гласной;

- Способствовать запоминанию и прочтению складов с одной и той же

гласной;

- учить осмысленно находить нужный кубик;

- привлечь внимание к работе с кубиками;

Игра «классификации»

Цели:

- привлечь внимание детей к кубикам;

- показать, как нужно крутить кубик в руке и пропевать его песенку;

- учить запоминать название различных групп кубиков;

- учить в процессе манипуляции с кубиками сортировать кубики по признакам: глухие – звонкие, твердые – мягкие.

“Посмотри и повтори”, где педагог сначала составляет короткое слово на глазах у ребенка, затем перемешивает и переворачивает эти кубики и предлагает ребенку воспроизвести слово вновь. Можно использовать также массу других игр, описанных Н. А. Зайцевым в его книге “Письмо, чтение, счет”, придумывать свои и видоизменять имеющиеся. На этом этапе работа отличается от идеи Зайцева скоростью “пропевания” кубиков, которая должна быть достаточно низкой, и частыми повторами одних и тех же игр. Также используются такие приемы в работе как показ, изменение интонации для привлечения внимания, сопряженные действия с ребенком (вместе крутить кубик) и повышенную двигательную активность (все время в движении). Таким образом, этот этап можно считать упрощенным, что вызвано психо-соматическими особенностями детей данной категории.

Та же упрощенность просматривается в работе с таблицами, которые включаются в обучение с первого занятия. Как упоминалось выше, в работе с таблицами тоже предусмотрены пропевания песенок. Педагог, ведя длинной указкой вдоль по рядам квадратов со складами, не читает, а поет эти ряды на любой мотив - от “В лесу родилась елочка” до “Подмосковные вечера”, а дети следят за кончиком указки и пытаются повторять вслед за педагогом. Если у детей грубо нарушено звукопроизношение, то на этом этапе пропевать можно только легкопроизносимые звуки: к, т, в, г, м, н,. Но в дальнейшем (начиная с 3-4 занятия) нужно вводить все остальные буквы и было замечено, что благодаря постоянным, добровольным пропеваниям песенок (которые, кстати, очень нравятся детям, у них гораздо лучше автоматизировались отрабатываемые на индивидуальных занятиях звуки. Именно поэтому можно ввести работу по таблицам и кубикам на занятия логопеда по коррекции звукопроизношения.

На этом же, коротком, этапе вводится и остается продолжительное время такая форма работы как составление педагогом слов из кубиков, причем это могут быть абсолютно любые слова, от “ суп”, “шкаф”, до “Бэтмэн”, “трансформер”, в зависимости от просьб детей. Выглядит эта игра так. Логопед предлагает детям “сходить в магазин игрушек” и “купить”, кому что хочется. Дети называют любимые игрушки, логопед выкладывает слова из кубиков на полке, висящей на стене, следя, чтобы все дети смотрели на его манипуляции с кубиками. После того, как слово стоит на полке, логопед ведет пальцем по слову, читая его медленно, интонационно отражая части слова, то есть склады (ма-ши-н-ка, то есть 4 кубика). Затем слово читается вторично, но вместе с детьми. Так надо работать с каждым словом, так как подражание занимает большое место в обучении.

Основной этап.

«Чтение одного слова»

Цели: учить детей самостоятельно выкладывать слова из кубиков и читать их, чувствовать длину слова, ставить все кубики рядом, не допуская между складами разрывов, оперировать понятиями «ударение» и «большая буква», работать по складовым картинкам.

Дети начинают достаточно легко ориентироваться в куче кубиков, лежащих на столе, и находят нужный кубик по образцу достаточно быстро. Работа по таблицам остается на протяжении всего этого периода, а игры с кубиками значительно усложняются. Теперь дети могут самостоятельно прочитать большинство складов на кубиках, то есть происходит овладение чтением открытых слогов. Благодаря постоянным пропеваниям песенок по кубикам и таблицам у детей сформировалось умение не только прочитать нужный склад, но и зрительно соотносить плоскостной склад таблицы со складом на кубике, искать нужный склад, крутя кубик в руке. Здесь можно говорить об интенсивном развитии ориентировки в пространстве. Также активно формируется умение прослеживать глазами столбцы и строчки складов на таблице, что имеет огромное значение при письме и чтении. Конечно, не все дети достигли оптимального уровня чтения складов на этот момент, поскольку познавательная активность и уровень развития мышления у всех детей разный. Кто-то из детей уже готов к самостоятельному составлению слов из кубиков, кто-то находится на уровне пропевания и, следовательно, только заучивает склады. И все-таки не следует держать этих детей на их низком уровне, лучше предлагать более сложные виды работы. Так, на этом, втором, этапе обучения, педагог не только сам составляет слова из кубиков и читает их детям, требуя повторения, но и активно привлекает детей к самостоятельному составлению слов из кубиков. Чем больше слов составлено на занятии, тем лучше. Можно использовать такие игры, как

“Волшебные слова”, где дети из любых кубиков, выбранных наугад, составляют слово, а затем с помощью логопеда пробуют прочитать его, а затем решают, у кого получилось смешнее: сяпули, кошаву и т. д. Также часто используется игра

“Угадай-ка”, где педагог ставит перед детьми от 4 до 10 игрушек и выкладывает из кубиков название только одной. Дети пробуют угадать, с помощью метода исключения, какое слово выложено, ориентируясь на игрушки. В этом же периоде самыми активными являются игры, где дети сами пробуют писать любые слова (с помощью педагога, если требуется): свои имена, имена родителей и любимых животных, названия игрушек, мультфильмов, сладостей и т. д. В случае затруднений надо показать нужные склады на таблице, дети ищут сначала нужный кубик, затем нужный склад на нем и выкладывают слово, которое хотят написать.

Таким образом, на этом этапе решаются следующие задачи: научить детей выкладывать из кубиков слова самостоятельно, читать короткие слова, правильно искать нужный кубик, опираясь на таблицу, чувствовать длину слова (то есть его конечность, ставить все кубики рядом, не допуская между складами разрывов, определять ударный слог и правильно ставить на слова кубик с ударением.

Игра по складовым картинкам выглядит примерно так: логопед показывает детям картинки с изображением льва, барана, кошки и т. д (до10 картинок). После перемешивания и новой демонстрации, например, слова “ЛЕВ” уже без рисунка-подсказки, начинается бешеная работа мысли. Дети выкрикивают примерно следующее: “лягушка!” (по созвучию с первым слогом, который они смогли прочитать, “кот!”(по длине слова, “лук!” (по первой букве, “носорог!” (просто что-нибудь крикнуть, и, наконец, кто-то: ”лев!”. Ребенку вручается картинка, игра продолжается в том же духе. Выигрывает тот, у кого больше всего картинок. Этот процесс еще нельзя назвать чтением, здесь все основано на догадке, но именно эти упражнения ускоряют темп овладения чтением, обогащают словарный запас, активизируют малоактивных детей и дают некоторую разрядку расторможенным. Похожий прием при обучении чтению детей использовала ранее М. Монтесссори и назвала его “интуитивное чтение”. Особенно хочется подчеркнуть огромную значимость складовых картинок именно в работе учителя специальной школы. Это настоящая находка для детей с трудностями в обучении, поскольку позволяет активизировать словарь настолько, насколько это возможно вообще, развивает логическое мышление, внимание, память.

По времени этот этап длится 12-15 занятий (примерно месяц, после чего большинство детей уже в состоянии выложить простые слова типа “мак”, “лопата”, “рыба”, “мячик”, “полка”, “гром”, читать их, выкладывать свои имена и фамилии, лучше читать складовые картинки. Однако, если принимать во внимание возраст первоклассников, то у многих детей к концу этого этапа может сформироваться умение читать не только отдельные слова, но и фразы. Трудности могут вызвать слова со стечениями согласных и с мягкими согласными. Вот почему на этом этапе отличительной чертой является работа по фонематическому восприятию, без которой дети долгое время не смогли бы писать слова со стечением согласных. Эта работа проводится логопедом или учителем в соответствии с программой, но в значительно меньшем объеме. Необходимо отработать лишь способность детей слышать заданный звук в слове и определять место звука в слове. Работа по звукобуквенному анализу не проводится вообще, так как, во-первых, в ней нет необходимости, а во-вторых, она лишь замедлила бы обучение детей, поскольку складовой принцип подразумевает сразу начинать читать с открытых слогов. Вот почему, в частности, этот принцип как нельзя лучше подходит для детей с отклонениями - детям, как правило трудно дается овладение звукобуквенным анализом, и этот этап они минуют вообще, сразу оперируя со слогом.

Итоговый этап.

Цели: научить всех детей выкладывать из кубиков короткие беспредложные фразы, читать их, дать представление о большой букве в начале предложения и расстоянии между словами, точке в конце предложения, запятой, а так же научить начертанию букв карандашом и фломастером на бумаге и мелом на доске.

Четко определяются дети, которые овладели механизмом чтения и которым это дается с трудом. Как ни странно, но самыми сильными и способными к чтению оказываются иногда дети с самыми большими речевыми и интеллектуальными проблемами, а более легкие с трудом усваивают материал. Способные дети к этому времени уже выкладывают и читают короткие фразы, а некоторые с трудом читают короткие слова. Этот этап занял у нас приблизительно 2 месяца, но закреплению полученных навыков необходимо посвятить все время до конца учебного года, то есть 5-6 месяцев. На этом этапе по-прежнему использовались кубики для составления коротких фраз. Дети выкладывают предложения как под диктовку, так и по образцу из книги. Закрепляется умение выкладывать слова по образцу (по складовой картинке, не оставляются без внимания и таблицы, работа по которым не прекращалась все время: дети самостоятельно и вместе с педагогом водят указкой по таблице, составляя слова, фразы. К концу учебного года дети хорошо усвоили понятия “глухой звук”, “звонкий звук”, “мягкий звук”, “твердый звук”, “согласный”, “гласный”.

Содержание и формы работы

Для реализации задач проекта используются игры-занятия с подгруппой детей, сочетающие в себе:

- объяснение;

- дидактические игры;

- разгадывание загадок;

1. Словесные методы обучения:

а) объяснение;

б) пропевание (звуков и складов).

2. Наглядные методы обучения:

а) показ кубиков, таблиц;

б) использование дополнительных пособий (картинки – ассоциации, иллюстрации, карточки, настольно - печатные игры);

в) показ способов действия.

3. Практические методы обучения:

а) совместная деятельность взрослого и детей;

б) самостоятельная детская деятельность.

Условия реализации проекта:

Помещение.

Групповые занятия проводятся в специальном помещении - кабинете. Размещение и площадь кабинета соответствуют инструкции о проектировании дошкольных учреждений (согласно Положению о ДОУ)

Кадровое обеспечение.

Обучение проводит, учитель – логопед I КК имеющий свидетельство, подтверждающее право на обучение детей чтению по методике Н. А. Зайцева Неретина Елена Павловна.

Материально-техническое обеспечение.

Кабинет достаточно освещён; имеется шкаф для хранения дидактического материала; доска, на которой можно расположить картинки, написать буквы, дать схематическое изображение предмета; полки для работы с кубиками; аудиомагнитофон,

Информационное обеспечение.

Дидактический материал: 4 листа таблиц формата ВЗ (360x520мм);

52 картонных кубика (50x50мм и 60x60мм); учебная аудиокассета с напевками всех складов;

240 тематических картинок,

ассоциативные картинки Н. Пятибратовой.

Подборка загадок, пословиц, поговорок, потешек, стихов, басен, кроссвордов. Учебное пособие «Учебник для родителей, воспитателей, учителей» Н. А Зайцева, четвертое издание, г. Санкт-Петербург, 2005г. ,

пособие «Изучаю и запоминаю буквы» Н. Пятибратовой.

Итоговое мероприятие:

Открытые занятия в конце каждого года.

Заключение:

Многие исследователи школьной дезадаптации в качестве одной из ее причин выделяли межполушарную асимметрию. То есть у таких детей задерживается формирование доминантного полушария (сенсорного канала восприятия - зрительного, слухового, кинестетического). Формируется своеобразная структура психического развития и наиболее уязвимой становится речь, наблюдаются нарушения эмоциональ-но-волевой сферы, произвольной деятельности и мотивации. При обучении грамоте по системе Н. А. Зайцева дети с несформировавшимся доминантным полушарием оказываются полностью включенными в работу, поскольку система предполагает опору на все основные каналы восприятия. Система реализует компенсаторный подход к обучению, что является обязательным условием работы учителя-логопеда и дефектолога.

Изучение нейропсихологических аспектов данной методики позволяет сделать вывод о том, что обучение чтению по системе Н. А. Зайцева – это один из этапов логопедической работы, который качественно отличается от традиционной работы по обучению грамоте в детском саду, поскольку выходит за рамки программы.

www.maam.ru

Методики Зайцева для развития детей дошкольного возраста

Дидактические принципы, приемы, способы работы подробно излагаются в методическом руководстве к каждому пособию, содержат массу упражнений, игр, примеров, практического материала, необходимого педагогам и облегчающего их работу.

Методики сопровождаются аудио — видеоматериалами и видео-курсами.

Свидетельством доступности методик являются постоянно увеличивающиеся тиражи пособий. Многие воспитатели, учителя, в том числе оказывающие гувернерские и репетиторские услуги, и даже родители успешно пользуются всеми пособиями без предварительного обучения под руководством специалистов.

Косвенным подтверждением популярности методик является то, что пособия, аналогичные Кубикам Зайцева, разработаны (с участием автора) и успешно используются при обучении детей и взрослых чтению на других языках.

Охрана здоровья, развитие психофизических характеристик учащихся

Характерной чертой, отмечается учеными, педагогами, специалистами, является отсутствие перегрузок, ослаблений зрения и осанки, столь характерных для большинства современных методик. Занятия проводятся в игровой и соревновательной форме, с пропеванием учебных материалов (обеспеченных аудиозаписью), в движении, исключается монотонность, длительное пребывание учащихся в сидячем положении и связанные с этим школьные стрессы. Методическое обеспечение позволяет проводить занятия на воздухе.

Зрение и осанка часто даже улучшаются.

Раннее обучение чтению и счету по методикам Зайцева Н.А. — надежнейшее средство диагностики. Дети ярко проявляются в деятельности, через несколько занятий любому педагогу без специальных тестов ясно, кто есть кто. Определяются как талантливые, чрезвычайно способные к обучению дети — быстрые, так и медленные, требующие особого внимания, а некоторые даже специального обследования. Чем раньше мы это выявим, тем больше будет шансов их выправить.

Более подробно о методике Зайцева Вы можете узнать на официальном сайте автора методики — Николая Зайцева — http://www.metodikinz.ru/

==>> Ознакомиться с другими методиками раннего развития детей

chudo-chado.kg

Программа "АБВГДейка" обучение чтению по кубикам Н.Зайцева

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 95 комбинированного вида» Кировского района г. Казани

Утверждена Педагогическим советом

№ __от « ___»___ 2016

Заведующая__________Л.А.Клочкова

ПРОГРАММА

«АБВГДейка»

(образовательно-развивающая, модифицированная)

Срок реализации 1 год

Разработана

воспитателем

Шмуратовой.Н.В

Содержание программы

1

I -Целевой раздел

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.2.

Учебный план реализации программы «АБВГДейка»

5

1.3.

Учебно-тематический план

5

1.4.

Организационно-педагогические основы обучения

6

1.5.

Структура занятия

6

1.6.

Принципы и подходы к реализации программы

7

1.7.

Требования к уровню подготовки детей. Критерии оценки освоения программы

«АБВГДейка»

7

2

II - Содержательный раздел

8

2.1.

Содержание программы обучения.

8

3

III - Организационный раздел

3.1

Методическое обеспечение программы.

12

3.2.

Методические рекомендации по проведению занятий.

12

3.3.

Учебно-методический комплект. Материально-техническое обеспечение

12

3.4.

Работа с родителями

12

3.5.

Список литературы для педагога.

13

Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие различные анализаторные системы: зрительная, речеслуховая, речедвигательная.

Чтение начинается со зрительного восприятия, различия и узнавания букв. На этой основе происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукового образа слова – его прочитывание. Вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого.

Научиться читать не так-то просто. Знать алфавит и складывать буквы в слоги, а слоги в слова, это ещё не всё. Многие так и остаются на уровне складывания слов, не научившись видеть смысл в прочитанном. Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного развития личности. Ребёнок, который начал читать в дошкольном возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником.

Если бы по какой-либо причине ребёнок должен был обладать только одним навыком, то таким навыком, без сомнения, должно было бы стать умение читать. Этот навык лежит в основе всех занятий, с которыми мы сталкиваемся в жизни.

Главная задача работы по обучению чтению дошкольников – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания графических элементов – букв используются следующие приемы работы: конструирование из палочек, карандашей; лепка из пластилина; рисование на листе бумаги; штриховка; обводка образца буквы.

Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи.

Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, так как является частью процесса речевого развития. Одновременно чтение выступает одним из важнейших способов получения информации. Оставляя процесс овладения навыками чтения на первые годы школьной жизни, взрослые ставят ребенка в сложную ситуацию: поток информации, необходимый для усвоения, резко возрастает со вступлением в школьную жизнь. Кроме того, возникает необходимость приспособления детей к новым внешним условиям школы, к изменению режимных моментов, адаптации в новом школьном коллективе. Если к этому добавляются трудности освоения навыков первоначального чтения, то увеличивается опасность, что какой-либо из компонентов новой школьной жизни не будет освоен. Таким образом, необходимость более раннего, чем в школьные годы, обучения детей чтению, продиктована потребностями общественного развития и формирования личности ребенка, обучения чтению и задач возрастного психического развития ребенка

Актуальность данной программы в ее здоровьесберегающей направленности, а именно в разработке таких методов и приемов обучения, которые позволяли бы полноценно образовывать детей, сохраняя и укрепляя их здоровье. Техника чтения Зайцева даёт интенсивное развитие таких психических функций, как внимание, память, абстрактное мышление. На занятиях чтения по методике Зайцева ребенок должен достичь всего сам.

Общая методическая концепция заключается в том, что в основе обучения детей чтению лежит давно известный принцип обучения чтению не по буквам или слогам, а по складам, так называемый «складовой» принцип чтения.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Обучение детей дошкольного возраста чтению.

Для реализации поставленной цели определены следующие

ЗАДАЧИ:

Образовательные задачи посредством чтения и «письма»:

1.Учить читать по складам

2.Учить «писать» слова (собирать) из кубиков и по таблицам

3.Систематизировать знания об окружающем мире

4.Формировать, уточнять, закреплять знания детей о классификации предметов, различных явлений в природе, окружающем мире

5.Формировать активный словарь

Развивающие задачи посредством пропевания «попевок», кубиков и таблиц способствовать:

1.улучшению дикции

2. развитию фонематического и музыкального слуха

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать интерес к чтению

2.Воспитывать самостоятельность

Методы работы:

  1. Наглядный(кубики, таблицы, плакаты).

  2. Словесный(объяснение; обсуждение; рассказ сказки; инструктаж). 

  3. Практический  (прочтение, самостоятельная и коллективная работа, в парах, игра, беседа).

Структурная организация занятий

На протяжении всех занятий педагог знакомит дошкольников со сказочной историей, благодаря использованию которой дети в доступной форме изучают звуки и буквы русского языка. Каждая сказка про звук или букву может быть использована как самостоятельное занятие, так и как часть занятия. Можно разбить одну сказку на несколько частей. Длительность занятия варьируется в зависимости от возраста детей: 15 – 20 минут для детей 5 – 6 лет, 20 – 30 минут для детей 6 – 7 лет.

Каждое занятие начинается с вопроса, какой звук и буква были пройдены на прошлом занятии, актуализируются характеристики пройденного звука, стихотворение про букву.

Заканчивается каждое занятие повторением: с каким звуком мы познакомились, чья это «песенка», повторение характеристики звука, попевка про букву.

Приёмы работы:

  1. Приём прочтения педагогом.

  2. Сочетание объяснения словесное с проговариванием и пропеванием.

  3. Приём подражания «Повтори как я».

  4. Сравнительный анализ

Формы занятий:

- занятие – игра;

- мини занятие;

- открытое занятие

Принципы обучения:

- последовательности;

- систематичности;

- развивающего обучения.

Обеспечение программы.

Материально – техническое:

Кабинет обеспечен мебелью: рабочими столами, стульями, шкафами.

К работе в объединении дети приступают после проведения руководителем соответствующего инструктажа по правилам техники безопасности.

Результат реализации программы во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.

Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.

Оборудование: столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.

Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПиН и правилам техники безопасности.

Материалы для реализации программы

  1. «Кубики Зайцева»

  2. Таблицы демонстрационные складовые

  3. Плакаты: загадки, пословицы и поговорки, скороговорки, стихи.

  4. Складовые картинки

    1. Учебный план реализации программы «АБВГДейка»

Возрастная группа

Количество занятий в неделю

Количество занятий в год /28нед./

Длительность занятий

1

Старшая (5-6 лет) №1

1

28

Не более  25 мин.

2

Старшая (5-6 лет) №2

1

28

Не более  25 мин.

3

Подготовительная (6-7 лет)

1

28

Не более 30 мин.

Всего занятия

84

    1. Учебно-тематический план реализации программы «АБВГДейка».

Тематическое планирование 1 занятия в неделю

    1. Организационно-педагогические основы обучения

Сроки реализации программы «АБВГДейка»:

Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия в группе 1 года обучения (5-7 лет) проходят один раз в неделю, по 25-30 минут.

Все задания в программе предусматривают строго последовательный переход от простого к сложному. Этот принцип последовательности очень важно соблюдать при подаче материала. Чтобы не отпугнуть ребенка от занятий нельзя ставить перед ним непосильную задачу, которую он на данном этапе не способен выполнить. Ребенок должен чувствовать, что у него все получается, тогда он сохранит интерес к дальнейшему освоению чтения.

Основной аспект программы – работа с кубиками, задания представлены в игровой форме – это поможет сделать процесс обучения интересным и увлекательным. Во время занятия с ребенком идет активная беседа, ему задаются дополнительные вопросы, начинающие со слов-помощников.

Для воспитанников «Страна звуков» программы «АБВГДейка» (1 этап) предусмотрен 1 год обучения. Возраст воспитанников 5-6 лет. Занятие проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Академический час для детей данного возраста составляет 25 минут, согласно нормам СанПин. Количество воспитанников в группе составляет 10-12 человек.

Для воспитанников старшего дошкольного возраста (6-7 лет) - «Как хорошо уметь читать» (основной этап) предполагает год обучения.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1академическому часу (30 минут). Оптимальное количество воспитанников в подгруппе – 6-8 человек.

1.5.Структура занятия

  1. Мотивация. Педагог предлагает познакомиться со складовыми кубиками (картинками, таблицами, карточками), используя рассказ, беседу, проблемную ситуацию – создающие мотивацию к действию, заканчивающиеся словами: «Хотите?», «Сможете?».

  2. Опора на знания детей (предлагается предметная деятельность с диалогом, в ходе которой они вспоминают, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Дидактическая игра на повторение изученного материала.

  3. Проблема в игровой ситуации. Дидактическая обучающая игра. Решение проблемы. Открытие нового знания и умения.

  4. Закрепление нового в типовой ситуации с использованием складовых кубиков и таблиц.

  5. Итог. Анализ (дети фиксируют в речи, что нового узнали, подводим совместный итог, привлекая детей к самооценке результатов деятельности)

    1. Принципы и подходы к реализации программы «АБВГДейка».

  • поддержки разнообразия детства;

  • сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;

  • полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;

  • создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

  • содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

  • приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

  • формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;

  • учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

  • индивидуальный подход к каждому воспитаннику;

  • последовательное и постепенное усложнение техники выполнения поделки;

  • единство художественного и познавательного развития.

Занятия рассчитаны на мини – групповую и индивидуальную работу. Они построены с максимальным использованием крупной моторики ребенка, чтения посредством пения, подвижных игр. Таким образом, на занятии ребенок постоянно передвигается: бегает, прыгает, ищет слова в специально созданных сенсорных игрушках, поет. Все это позволяет превратить такую сложнейшую мыслительную деятельность, как чтение в игру-забаву, что ведет к сохранению здоровья и радость от получения знаний.

    1. Требования к уровню подготовки детей. Критерии оценки освоения программы «АБВГДейка».

В результате обучения дети должны знать:

  • Склады любого кубика.

  • Отличать твердые-мягкие звуки

  • Собрать слово, подобрав кубики.

  • Знать правила чтения справа на лево

  • Свободно читать складовые картинки.

  • Свободно читать и «писать» по таблице

Уметь:

  • Читать любой кубик.

  • Быстро подбирать нужный кубик.

  • Составить самостоятельно из кубиков слово.

  • Свободно прочитывать набор слов (предложение)

Инструментарий мониторинга.

В декабре и мае высчитывается средний % успеваемости воспитанников и эффективности педагогических действий, лежащих в основе дальнейшего планирования деятельности.

2.Содержательный раздел

2.1.Содержание программы обучения.

- Знакомство детей с правилами поведения на занятии.

- Рассказ –пояснение, почему у кубиков коричневый и синий цвет(№3 стр.5).

- Знакомит с правилами игры: можно брать только 1 кубик(№1)

- Дид игра: «Угадай какой кубик звучит?» цель: учить детей узнавать на слух - какой кубик звучит – глухой или звонкий.

- Подведение итогов.

2

Знакомство с кубиками и таблицами. Песенка кубиков. Озвучь глухой кубик.

- Знакомство детей с правилами поведения на занятии.

- Рассказ –пояснение, почему у кубиков коричневый и синий цвет(№3 стр.5).

- Знакомит с правилами игры: можно брать только 1 кубик(№1)

- Дид игра: «Угадай какой кубик звучит?» цель: учить детей узнавать на слух - какой кубик звучит – (большой или маленький) мягкий или твердый

- Подведение итогов.

3

«Королевское имя» ударение

-Закреплять с детьми названия кубиков Д.игра: «Найди кубик, какой я назвала»

- «Написать» свое имя кубиками - по таблице, имена мамы, папы, бабушки, дедушки, сестренки или братишки. Цель: учить ставить кубики на «ножки», чтоб буквы можно было прочитать

- Дид.игра: «Найди такойже»

- Итог «А мне понравилось…»

4

«Королевское имя» ударение

-Закреплять с детьми названия кубиков Д.игра: «Подойди к кубику, какой я назвала»

- «Написать» свое имя кубиками - по таблице, имена мамы, папы, бабушки, дедушки, сестренки или братишки, друзей. Цель: учить ставить кубики на «ножки», чтоб буквы можно было прочитать

- Дид.игра: «Какого кубика не стало?»

- Итог «А мне понравилось…»

5

Классификация: знакомство с кубиками (железные, деревянные, золотые). Песенка кубиков.

- Повторить с детьми названия больших глухих кубиков.

- Игра: в два обруча разложить деревянные и железные кубики, сравнить их количество. Прочитать имя.

- Дид.игра: «Пойдем в гости» цель: уверенно читать простые и знакомые слова.

- Дид.игра: «Путаница» цель: учить узнавать знакомые слова, делать поправки.

- Подводим итог, что узнали нового, что трудно(легко)

6

Классификация: большие и маленькие.

- Повторить с детьми названия больших звонких кубиков.

-Игра: разобрать кубики на большие и маленькие. Какие остались? (дать имена)

- Дид.игра: «Чудесный мешочек» цель: учить определять кубики по звучанию и называть склады.

- Дид.игра: «Имена» цель: учить составлять незнакомые имена из заранее приготовленных кубиков.

- Подводим итог, что узнали нового, что трудно(легко)

7

Классификация: братишки-сестренки.

- Знакомство с семьями ЛА-ЛЯ; БА-БЯ…

- Дид.игра: «Составь из кубиков названия к картинкам» (домашние животные)

- Собрать названия животных, живущих в зоопарке из кубиков, написать по таблице

- Дид.игра: «Кто пришел в гости?» Цель: отгадать загадки, сложить из кубиков (7 стр. )

- Подводим итог, что узнали нового, что трудно(легко)

8

Классификация: братишки-сестренки.

- Знакомство с семьями ЛУ-ЛЮ; БУ-БЮ…

- Дид.игра: «Составь из кубиков названия к картинкам» (дикие животные)

- Собрать названия животных, живущих в зоопарке из кубиков, написать по таблице

- Дид.игра: «Кто пришел в гости?» Цель: отгадать загадки, сложить из кубиков (7 стр. )

- Подводим итог, что узнали нового, что трудно(легко)

9

Игра «Пирамидки», знакомство с новыми попевками (во всю длину таблицы)

- Знакомство с семьями ЛО-ЛЕ; БО-БЕ…

- Дид.игра: «Закончи слово» цель: учить использовать знакомые кубики при составлении слова

- Чтение по таблице (Пирамидки)

- Составление отгадок к загадкам

- Подводим совместный итог.

10

Игра «Поезд» . Чтение слов, написанных по таблице воспитателем идетьми.

- Знакомство с семьями ЛЫ-ЛИ; БЫ-БИ…

- Дид.игра: «Закончи слово» цель: учить использовать знакомые кубики при составлении слова

- Чтение по таблице (Строки-паравозики)

- Составление отгадок к загадкам

- Подводим совместный итог

11

Чтение складовых картинок(на 2 склада) и самостоятельное собирание слов из кубиков

- Перед детьми на полу лежат разрезанные на склады слова в хаотическом порядке. Надо наступая на «кочки-склады» собрать нужное слово, не провалившись в «болото». Например: предметы, которые брали в путешествие и т.д

- Дид. Игра: «Исправь ошибку» цель: учить устанавливать несоответствие и исправлять ошибку

- Подводим совместный итог

12

Чтение складовых картинок(на 3 склада) и самостоятельное собирание слов из кубиков

- Перед детьми на полу лежат разрезанные на склады слова в хаотическом порядке. Надо наступая на «кочки-склады» собрать нужное слово, не провалившись в «болото». Например: предметы, которые на отдых.

- Дид. Игра: «Исправь ошибку» цель: учить устанавливать несоответствие и исправлять ошибку

- Подводим совместный итог

13

Чтение складовых картинок (на 2 склада) и самостоятельное собирание слов из кубиков, «письмо» по таблице

- «Кто поселился в домике» цель: прочтение знакомых складов.

- Дать кубики, из которых можно собрать определенные слова. Ребенок должен собрать как можно больше слов из этих кубиков.

- Написать по таблице слова, которые составил из кубиков

- Самооценка результатов.

14

Чтение складовых картинок (на 3 склада) и самостоятельное собирание слов из кубиков, «письмо» по таблице

- «Кто поселился в домике» цель: прочтение знакомых складов.

- Дать кубики, из которых можно собрать определенные слова. Ребенок должен собрать как можно больше слов из этих кубиков. Работа с ударением.

- Написать по таблице слова, которые составил из кубиков

- Самооценка результатов.

15

Собери слова из заданного количества кубиков

- «Кто поселился в домике» цель: прочтение знакомых складов.

- Познакомить детей со складовыми картинками. Чтение в виде соревнования, затем каждый ребенок самостоятельно собирает любое слово из кубиков по своей картинке.

- Дид.игра: «Два рейса» цель: научить детей составлять и читать слова с определенной буквы

- Самооценка результатов.

16

Собери слова из заданного количества кубиков

- «Кто поселился в домике» цель: прочтение знакомых складов.

- Чтение картинок на определенные склады. Составление предложений по картинкам.

- Найди слово начинающееся с последнего склада предыдущего слова.

- Самооценка результатов.

17

Собери слова из заданного количества кубиков

- «Кто поселился в домике» цель: прочтение знакомых складов.

Чтение картинок на определенные склады. Составление предложений по картинкам. Работа с ударением

- Самооценка результатов.

18

Соревнования: «Кто быстрее соберет слова с заданным количеством кубиков»

- «Кто поселился в домике» цель: прочтение знакомых складов.

Чтение картинок на определенные склады. Составление предложений по картинкам. Работа с ударением

- Самооценка результатов.

19

Чтение скороговорок

- «Кто поселился в домике» цель: прочтение знакомых складов.

- Дать кубики, из которых можно собрать определенные слова. Ребенок старается собрать как можно больше слов из этих кубиков

- Самооценка результатов.

20

Чтение пословиц

- «Кто поселился в домике» цель: прочтение знакомых складов.

- Чтение пословиц по складовым карточкам, «письмо» по таблице и кубиками.

- Дать кубики, из которых можно собрать определенные слова. Ребенок старается собрать как можно больше слов из этих кубиков

- Самооценка результатов.

21

Отгадывание загадок

- «Кто поселился в домике» цель: прочтение знакомых складов.

-«Написать» кубиками и по таблице все, что относиться к диким животным.

- Дать кубики, из которых можно собрать определенные слова. Ребенок старается собрать как можно больше слов из этих кубиков

- Самооценка результатов.

22

Отгадывание загадок

- «Кто поселился в домике» цель: прочтение знакомых складов.

-«Написать» кубиками и по таблице все, что относиться к домашним животным.

- «Письмо» из кубиков на скорость.

- Самооценка результатов.

23

Отгадывание загадок

- «Кто поселился в домике» цель: прочтение знакомых складов.

- Дать кубики, из которых можно собрать определенные слова. Ребенок старается собрать как можно больше слов из этих кубиков

-«Написать» кубиками и по таблице все, что относиться к фруктам.

- Самооценка результатов.

24

Отгадывание загадок

- «Кто поселился в домике» цель: прочтение знакомых складов.

-«Написать» кубиками и по таблице все, что относиться к растениям.

- Самооценка результатов.

25

Чтение стихотворений

- «Кто поселился в домике» цель: прочтение знакомых складов.

- Чтение стихов по книге, «письмо» по таблице -Самооценка результатов.

26

Чтение стихотворений

- Прочитать с детьми по таблице мягкие склады.

- Составить из кубиков опорные слова

-Дид.игра «Убери лишний кубик» цель: развивать логическое мышление.(8 стр61)

- Дид игра: «Замени кубик, чтоб получилось другое слово» .(8 стр63)

- Подводим итог, что узнали нового, что трудно(легко)

27

«Книжный магазин»

- Прочитать с детьми по таблице мягкие склады.

- Дид.игра: «Книжный магазин»Дети выбирают книгу, «читают» ее название и составляют его из кубиков

- Самооценка результатов.

28

Викторина

- «Письмо» из кубиков и по таблице по заданию воспитателя.

- Самооценка результатов.

III- Организационный раздел

Методическое обеспечение программы «АБВГДейка».

    1. Методические рекомендации по проведению занятий по программе «АБВГДейка»

Организация рабочего места.

Для полноценной плодотворной работы, обязательным условием является правильно организованное рабочее пространство, поэтому до начала занятий преподаватель должен его создать.

Таблицы должны быть размещены на стене. Нижний край – чуть выше головы педагога, чтобы чувствовать себя около них свободно и не беспокоиться, что заслоняешь от детей.

Под таблицами полка, где можно разместить слова из кубиков.

3.2.Учебно-методический комплект к программе «АБВГДейка»

  • аудио проигрыватель;

  • складовые таблицы;

  • складовые картинки;

  • длинная указка

3.3.Работа с родителями

Цель работы – расширение и укрепление связей родителей с ДОУ.

Формы работы:

  • индивидуальная, для совместного поиска педагогически оправданных методов и средств воспитания обучающихся (беседы, консультации, рекомендации);

  • коллективные – родительские собрания, информация об успехах воспитанников, о требованиях, предъявляемых педагогом к воспитанникам и т.д.

    1. Список литературы для педагога

1. Комплект для дома, группы, класса. Учебник для родителей, воспитателей, учителей. Санкт-Петербург 2007

2. А.А.Горбатова «Быстрое обучение чтению» издательство АСТ Москва, 2016.

3. Е.Лазарь «Читаем правильно» Москва; Эксмо. – 2016.

4.Н.Н.Павлова «Читаем после «Азбуки с крупными буквами» Москва; Эксмо. – 2008.

5.И.Е.Светлова «Грамматика в картинках» Москва; Эксмо-прес. – 2002.

6.О.Л.Соболева «Новый букварь для дошкольников и первоклассников» Москва «Дрофа-плюс» 2007

7.М.Т.Карпенко «Сборник загадок» Москва «Просвещение» 1988

8. Игры и занимательные занятия по быстрому и увлекательному обучению чтению детей 2-7 лет на основе методики Н.А.Зайцева Санк-Петербург И. «Сова» 1993

infourok.ru


Смотрите также

 

 

Панель управления

Логин
Пароль
 

Поиск

 

Copyright ® 2007-2019. Все права защищены.

   Все материалы на данном сайте принадлежат их авторам!

   При копировании материала ссылка на baby-zone.ru - обязательна!
Карта сайта. XML.