|
 |
|
 |
|
Мнемоническое правило это
Мнемоника: можно запомнить всё habrahabr.ru/post/179397 Вторая часть уже здесь! Что такое мнемоника? Я не люблю писать определения из википедии, поэтому объясню своими словами, что такое мнемоника. Мнемоника — это способы запомнить информацию путем смены типа информации. Вместо запоминания цифр запоминаете слова. Вместо слов можно запоминать места. Вместо ходов в шахматах — стихотворение. Самым простым примером мнемоники можно привести пример стишка, благодаря которому можно легко запомнить первые цифры после запятой в числе Пи:Чтобы нам не ошибаться, Надо правильно прочесть: Три, четырнадцать, пятнадцать, Девяносто два и шесть. Ну и дальше надо знать, Если мы вас спросим — Это будет пять, три, пять, Восемь, девять, семь.
пишите в комментариях другие примеры стишков для числа Пи. Я знаю, что их очень много Скажу откровенно, я специально не искал на хабре информацию по мнемонике. Я хочу изложить взгляд со своей стороны: то, что знаю я. У меня не было желания “разбавлять” информацию другими источниками. Под катом много полезной информации, которую я очень долго собирал по крупицам. Мнемоника очень обширна: в ней есть десятки способов запоминать все, что вам нужно. Некоторые способы я посчитал плохими, некоторые слишком сложными. Поэтому я выделил несколько лучших, на мой взгляд, приемов мнемоники. Я специально не буду вставлять описания с посторонних сайтов, объясняя все своими словами. Дворец памяти (дорога Цицерона) Описание Древний философ и оратор Цицерон ежедневно ходил на “работу” пешком. Обладая блестящим вниманием, он изо дня в день замечал различные особенности в дороге, по которой он шествовал. Спустя долгое время, Цицерон запомнил дорогу настолько хорошо, что мог безукоризненно вспомнить любой ее промежуток со всеми деталями. После этого Цицерон научился “привязывать” к дороге какие-нибудь предметы в своей памяти. И когда он вспоминал место на дороге, он моментально вспоминал о предмете, который был “привязан” к месту. Это называется ассоциативная связь. Метод дворца памяти (здесь и далее я имею в виду и дорогу Цицерона) заключается в сильных ассоциативных связях, благодаря которым можно запомнить любое количество информации в правильном порядке. Как запомнить? Чтобы воспользоваться дворцом памяти, нужно обладать хорошей фантазией. На самом деле любой человек может воспользоваться этим методом, но хорошая фантазия в этом очень поможет. Возьмем абстрактный случайный набор продуктов, которые нужно купить в супермаркете:
- Пачку сахара
- Сухариков
- Банку горошка
- Крабовых палочек
- Клубничного джема
- Моркови
- Десяток яиц
- Кусок мяса
- Связку бананов
- Пакет молока
как видите, у меня с фантазией не так все хорошо Теперь нам нужно найти “дорогу”, к которой мы будем привязывать этот список покупок. Люди с богатой фантазией могут придумывать сотни различных мест и хорошо их помнить (космическая станция, футбольная площадка в подводном лагере, что угодно), но для небольшого списка из десяти предметов можно воспользоваться настоящей дорогой. Я приведу в пример свою “дорогу” и покажу, как привязывать к ней предметы. Вот мой путь, который я проделываю утром каждый день: - Кровать (я на ней просыпаюсь)
- Туалет (стоит ли писать?)
- Кухня (завтрак)
- Коридор (одеваюсь, обуваюсь)
- Подъезд (спускаюсь по лестнице)
- Щит с рекламами напротив подъезда.
- Светофор, который я прохожу ежедневно.
- Магазин с мороженым.
- Шлагбаум перед школой.
- Крыльцо школы.
Чем больше информации нужно запомнить, тем подробнее стоит делать дорогу. Или длиннее — что вам проще. Главное — безукоризненно помнить в голове всю дорогу. С моей дорогой проблем не возникает, я хожу в школу каждый день. Теперь займемся привязкой списка покупок. Самое важное в ассоциативной связи: сделать уникальные, необычные, смешные или ужасающие, любые неординарные ассоциации. Простые ассоциации “на кровати лежит пачка сахара” не подходят. Старайтесь добавить чувства к вашим ассоциациям: звук (хруст сухариков), осязание (противный сахар). - Всю ночь я спал не на кровати, а на пачке сахара. Пачка была дырявая и у меня повсюду крошки сахара, они неприятно трескают, фу!
- Я захожу в туалет и наступаю на сухарики (мерзкий звук), от испуга поскальзываюсь и падаю лицом в унитаз. (чего не сделаешь для мнемоники)
- Выбравшись из этого ада, я захожу на кухню, открываю шкафчик, а на меня вываливается огромная гора горошка, скользкого и мерзкого (я не люблю горошек)
- В коридоре вместо ложки использую крабовые палочки для того, чтобы надеть обувь. Естественно, она ломается и я надеваю обувь с палочкой внутри.
- Я выхожу в подъезд, начинаю спускаться по лестнице и поскальзываюсь на джеме (что-то зачастил с падениями, ай-яй-яй)
-
На щите красуется объявление о покупке планеты Морковий.
- На светофоре, когда я перехожу дорогу, меня закидывают яйцами из машин.
- Решаюсь купить мороженного, а на месте списка мороженного разные куски мяса (мерзость, никогда этого не забуду)
- Шлагбаум открывает макака за связку бананов. Квест!
- Только наступаю на крыльцо, весь пол превращается в молочный бассейн! А я не умею плавать! Ух...
Скорее всего мои ассоциации покажутся вам глупыми или неудачными. Но это первое, что пришло мне в голову. А это самое важное. Вам не нужно долго думать над ассоциацией, выбирайте первое, что придет в голову, иначе потом будете вспоминать так же долго, как придумывали. Попробуете всего несколько раз и будете делать это очень быстро, поверьте. Благодаря этому способу я легко запоминаю 50-60 объектов, а потенциально — их может быть неограниченно — насколько хватит вашей дороги или дорог (никто не запрещает использовать несколько!). Привязка к цифрам Еще один способ, как запомнить какой-нибудь список или другую информацию. Способ несколько сложнее, требует подготовки, но в нем нет необходимости придумывать или запоминать дорогу. Каждому числу от 1 до [сколько вам нужно] вы придумываете рифму, которая первой придет на ум. Вместо рифмы можно использовать сильную ассоциацию, которая у вас связана с цифрой. Главное — быть изобретательным. У меня выходит так: - Один — Алладин
- Два — Литва
- Три — потри (лампу)
- Четыре — дырки в сыре
- Пять — опят
- Шесть — Шест. (схоже по написанию)
- Семь — Джеймс Бонд (007)
- Восемь — Снеговик. (8 похоже на снеговика)
- Девять — лебедь
- Ноль — Колобок
Теперь, чтобы запомнить (привязать какой-то предмет) нужно лишь составить ассоциативную связь с этим предметом. Преимущество этого способа в отсутствии дороги, мы легко можем идти по числам. Недостатком метода является подготовка. Интересный факт Японец Хидеаки Томойори может воспроизвести число ПИ до 40 000 знаков. На запоминание такого количество цифр у него ушло около 10 лет. mnemotexnika.narod.ru/sport_01.htm P.S О других способах я расскажу в следующий раз. О том, как запоминать цифры, слова, существует множество разных методов. А сейчас несколько истин относительно мнемоники, которые я заметил в момент занятий: - Нужно минимум практики. Уже через две-три попытки вы будете хорошо составлять ассоциативные связи.
- В жизни это нужно достаточно редко.
- Зато это развивает обычную память!
- Большинство ваших друзей не смогут запомнить 20 предметов в правильном порядке, можно будет красоваться ;)
Откуда черпал? - Corinda — 13 steps to mentalism
- Доминик О’Брайн — Как развить совершенную память
- Степанов — Мнемоника. Правда и вымыслы (так себе книжка)
Если найдете ошибки в тексте — пишите в личные сообщения, оперативно исправлю. Спасибо :) Теги: - память
- мнемоника
- развитие
- мозг
- ассоциации
- совершенствование
habr.com Статья "Мнемонические правила на уроках математики" «Мнемонические правила на уроках математики» Работа в школе отдалённого посёлка имеет как свои плюсы, так и свои минусы. Небольшие классы располагают к индивидуальному подходу к каждому обучающемуся. Однако дети обладают плохо развитой памятью и логическим мышлением, не имеют пространственного воображения, без чего невозможно удачное изучение математики. В таких случаях выручает только мнемоника – наука легкого запоминания правил.
Цель: Улучшить качество обучения математике. Методы исследования: анализ и синтез литературы и электронных источников; эксперимент (5-10 классы). Мнемоника (греч. τα μνημονιχα — искусство запоминания) - совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций. Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания. Умножение на 5: дописать 0 и разделить на 2. Например, 836×5=8360/2=4180 Умножение не 9: дописать 0 и отнять исходное число. Например, 254×9=2540-254=2286 Умножать на 9 числа от 1 до 10 можно на пальцах. Вытягиваем 10 пальцев. Например, хотим умножить на 3. Загибаем третий палец и считаем вытянутые. Слева их 2, справа 7. Значит 27. И т.п. Умножение на 9 от 1 до 9: пишем столбиком цифры от нуля до 8, а снизу вверх рядом от 1 до 9: Умножение двузначных чисел на 11: записываем число, а в середину вставляем сумму его цифр. Например, 24×11=2#4 (вместо решетка сумма цифр)=2 (2+4) 4=264. Если сумма цифр больше 10, то вторая цифра записывается в середину, а десятки прибавляются к первой цифре. Например, 75×11=7#5=7 (7+5) 5=(7+1) 25=825 Когда-то многие считали, что нуль не значит ничего И, как ни странно, полагали, что нуль совсем не есть число. Но на оси средь прочих чисел он все же место получил, И все действительные числа на два разряда разделил. Нуль не в один из них не входит, он сам составил чисел класс, О всех его особых свойствах мы поведем сейчас рассказ. Коль нуль к числу ты прибавляешь иль отнимаешь от него В ответе тотчас получаешь опять то самое число. Попав как множитель средь чисел, он сводит мигом всех на нет. И потому в произведенье один за всех несет ответ. А относительно деления, во первых нужно помнить то, Что уж давно в научном мире делить на нуль запрещено. Причина всем ведь очевидна, а состоит причина в том, Что смысла нет в таком деленьи. Противоречье в нем самом. И впрямь какое из известных число за частное нам взять, Когда с нулем в произведенье все числа нуль лишь могут дать? «а» в нулевой есть единица, так все условились считать. Но глубоко бы тот ошибся, кто б это вздумал доказать. Над чертой – числитель, знайте, Под чертою – знаменатель. Если дроби нам такие две даны, У которых знаменатели равны, Больше будет та, бесспорно, Числитель больше у которой. Умножение дробей обыкновенных Без ошибки можно выполнить мгновенно. Надо сразу их числители умножить, Получается числитель в результате, Знаменатели потом умножить тоже – И получим новой дроби знаменатель. Как деление дробей обыкновенных Выполняется, запомнить каждый может: Надо первую из двух и непременно На обратную второй дроби умножить. Чтоб десятичные дроби сложить, Выстроим все запятые мы в ряд, Цифра под цифрой строго стоят. И в результате получим мы вновь, Побольше других, десятичную дробь. Дальше складывай числа, - И пиши запятую под запятой. При сложении дробей десятичных Не отступим от правил обычных. Пиши запятую под запятой, Разряд под разрядом – в этом вся соль. Десятичные дроби вычти, сложи, Цифру под цифрой строго пиши, В ряд их пиши, не забывай! Дроби десятичные когда мы умножаем, Запятой внимания почти не уделяем. Умножай их. Как числа натуральные. Подсчитав в множителях обоих Знаки, отделённые справа запятою. Столько же отметь в произведении, И получишь верное решение. Чтоб десятичную дробь округлять, До какого разряда надо бы знать, Разрядную цифру ты сохрани, Если первая отбрасываемая цифра пять Можно съесть кило варенья, Не бояться вражьих пуль, - Но нельзя делить на нуль! Десятки превратил он в сотни, А может в миллионы превратить. Он среди чисел равноправен, Но на него нельзя делить. Знать обязательно каждому надо, Из натуральных разделятся на два Чётные числа, нечётные – нет. Натуральные без всякого труда Те лишь на три делятся всегда, У которых сумма цифр, ты посмотри, Без остатка тоже делится на три. О том, что не вернуть минуты вспять, Давно по свету ходит поговорка. А те лишь числа делятся на пять, В конце которых ноль или пятёрка. Девятки в записи числа «пропадают». Например, 992399921 – проверяем только 2+3+2+1 = 8 – не делится ни на 3, ни на 9. Хоть есть среди них большие, Делители найти их сможем. У каждого числа – смотри – Должно быть их хотя бы три. «Крест накрест» - основное свойство пропорции. Минус с минусом сложить, Можно минус получить. Если сложишь минус, плюс, То получится конфуз?! Знак числа ты выбирай Что сильнее, не зевай! Модули их отними, Да все числа помири! Минус с плюсом множь, дели, Минус ставь, и не мудри! «Друг моего друга - мой друг» «Друг моего врага - мой враг» Решение примеров и уравнений
Раскрытие скобок Перед скобкой «плюс» стоит Он о том и говорит, Что ты скобки опускай, Да все числа выпускай. Перед скобкой «минус» строгий Загородит нам дорогу. Чтобы скобки убирать, Надо знаки поменять. Если перед скобкой плюс, Ничего я не боюсь! Просто скобки опускаю, Ну а знаки сохраняю. Если перед скобкой минус, То мозгами пораскину. Скобки тоже опускаю, Ну а знаки поменяю. Знак «минус» - очень коварный, это «сторож» у «ворот» (скобок) и выпустит только тогда, когда все члены поменяют «паспорта» (знаки). Перед скобкой вижу «плюс» - ошибиться не боюсь. Знаки все я оставляю - значит, правила я знаю. Минус повстречается - будьте осторожны: скобки раскрываются, знаки заменяются на противоположные. Подобные слагаемые Нет не проще, не удобнее, Чем слагаемые подобные. Я сложу в один момент Только коэффициенты. Ну а буквы те же в них – Знает каждый ученик! Эти члены очень удобные, Называются просто – подобные. Мы совет эффектный дадим: Заменяй эти члены одним! Вступай скорее с многочленом в бой! Подобные члены отметь чертой! Одной, двумя, чтоб было быстро, Цветной, прерывистой или волнистой! При сложении не надо быть робким: Как уже учили – оперируй со скобками! Если знак «минус» - смотри, не зевай! В каждом слагаемом знаки меняй! Порядок действий Петя и скобки Попался Пете пример ужасный! Посмотришь – глаза закроешь – страшно! Но Петю теперь не возьмёшь на испуг, Ему математика – лучший друг! Помня советы от двойки и лени, Вначале – действия второй ступени Делаю смело, совсем неробко, Если не остановит скобка. Но и тут он решает смело и ловко – Действие первое – то, что в скобках, Потом умноженье делать не лень, И лишь в конце только – первая ступень. Аплодисментам счёта нет – Петей получен верный ответ! … Чтоб не погибнуть в болотах топких, Делай вначале действия в скобках! Алгоритм решение уравнений Расскажу я вам рассказ Около десятка фраз. Ты от счёта отвлекись, О чём речь – определись. Раз – начну я свой рассказ, Два – все скобки раскрывай. Три – подобные найди И четыре – приведи. Пять – продолжу я считать. Шесть – здесь тонкостей не счесть. Семь – знак поменять сумей Тем, что решил перенести. Восемь – корень ты найди И с облегчением вздохни. Девять – черёд пришёл проверить. Всё, закончили решать! Смело можно отдыхать! Не всегда уравнения Разрешают сомнения, Но итогом сомнения Может быть озарение! Координаты Положительные числа… Отрицательные числа… Между ними – одинок – Ноль – наивный поплавок. Мы играем в наши игры, Знает их и пёсик Рикс: Ордината – это игрек, А абсцисса – это икс. Степень Быстрое возведение в квадрат чисел, заканчивающихся на 5: Отбросить от числа 5 и оставшееся число умножить на следующее. К результату дописать 25. Например, 75×75=(7×8=56 и приписать 25)=5625 Если степени умножить Мы с тобою захотим, Показатели мы сложим, Основанья сохраним. Внимание! Внимание! Различны основания! Смотри, не попади впросак! Как умножить их? - Никак! Хорошее решение! Оставь без изменения! Многочлены, разложение на множители Вынесение общего множителя Вынести – значит разделить От минуса не спрячешься никак, Чтобы вынести его – меняем знак. Формулы сокращённого умножения (a+b)2=a2+2ab+b2 Думаем, что очень будет кстати, Нам поговорить об а плюс в в квадрате. Потому что, скажем вам открыто, Это формула особо знаменита. Её учили столько лет назад, Что знал её ещё наш питекантроп-брат. Итак, начнём учить, ребята. Всё начинается с квадрата. Чтоб дело быстро шло – В квадрат возводим первое число, И здесь, конечно, снова будет кстати Сказать, что записали а в квадрате. Не только чтоб продлить стихотворение, Прибавим к а произведенье Трёх чисел: 2 и букв а и в, Да, тех, которые сидели на трубе. А эти в алгебре ни на какой трубе. Зовут удвоенным произведением 2ав. И лишь тогда получим результат, Когда прибавим ещё один квадрат. И третий раз всё будет кстати – Прибавим просто в в квадрате. И в заключении три слова: Наша формула готова! Системы уравнений Как решаются системы? Интересней нету темы! Здесь поможет нам сноровка: Вот он способ – подстановка! Корни Как сказал писатель Гоголь, корень из квадрата – модуль Квадратные уравнения Теорема Виета, помни всегда, Уравнению приведенному только верна, Корни которого может сложить Да противоположный второй коэффициент получить. Если корни ещё перемножит, То и свободный член появиться может. Это наше стихотворение О корнях приведенного квадратного уравнения. По праву достойно в стихах быть воспета О свойствах корней теорема Виета. Что лучше, скажи, постоянства такого: Умножишь ты корни - и дробь уж готова: В числителе с, в знаменателе а, А сумма корней тоже дроби равна. Хоть с минусом дробь - это что за беда - В числителе в, в знаменателе а. Чтобы найти количество корней, Дискриминант ты вычислить сумей. Знает крокодил и цапля: «в квадрат минус четыре ас» (в2-ас) Быстро мы теперь находим: Минус в плюс-минус D под корнем Делим на два а – и будь таков, Уравнения ответ готов! Неравенства Если в неравенстве любом «Равно» знак не встречается, То неравенство такое Строгим называется. Правило мы чётко знаем, Для неравенств применяем: Коль на «минус» умножаем, Знак неравенства меняем. Остальное, без сомненья, Взяли мы из уравненья. Тригонометрические формулы Знаки тригонометрических функций (необходимо запомнить лишь, что в I четверти все функции имеют знак +) Произносить слова «синус» и «косинус» нужно нараспев, выделяя ударную гласную и фиксируя при этом, в каком направлении вытягивается рот. При произнесении слова «синус» ударная гласная «и» вытягивает рот в направлении «↔», значит, у синуса знаки расположены горизонтально. Аналогично, при произнесении слова «косинус», ударная гласная «о» вытягивает рот в направлении «↕», значит, у косинуса знаки расположены вертикально. При запоминании значения синуса для угла 0 можно использовать образ «синий ноль» (синус нуля = ноль) Формулы приведения Если ГО, то О, Если ВЕ, то МЕ. (Если ось ГОризонтальная, то функция Остаётся неизменной, например: sin (π+x) = -sin (x). Если ось ВЕртикальная, то функция МЕняется на кофункцию, например: tg (3π/2-x) = ctg (x)) Четверть исходной функции даёт знак, дробный период меняет функцию на кофункцию, целый – сохраняет функцию. Синус, косинус считая, Приложи старание. Алгоритм не забываем: Четверть – знак – название. Когда стою по стойке смирно, То очень я похож на синус, А лягу отдохнуть, устав, На косинус похожим стал. Значения функций (составление таблицы значений) (значения π вычисляются из расчёта, что π = 180˚, cos заполняется значениями sin-са справа налево; (чтобы не перепутать: КОтангенс => КОсинус делим на sin + на ноль делить нельзя!)) Понижение степени «Единица минус – дает синус, а единица плюс – дает косину́с». , . Косинус к синусу относится просто, сумма углов равна 90 Косматый пёс, С синевою нос. Кота схватил Вчера за хвост. Производная и первообразная Производные синуса и косинуса: производная синуса - косинус, производная косинуса - минус синус. Для запоминания этого факта предлагается отождествить синус со словом «синий», а косинус - со словом «косяк». В словосочетании «Синий косяк» нет тире, поэтому производная синуса - косинус. В предложении «Косяк - синий» есть тире, поэтому производная косинуса - минус синус. Удавить – и в воду (формула дифференцирования произведения: d (UV) = U∙dV + V∙dU) Геометрия Начальные геометрические сведения Угол Три буквы угол обозначают, Но помни правило отныне: Вторая буква, словно часовой, Всегда дежурит на его вершине. Отрезок Вам стишок читаю новый, Кто запомнит – молодец. У отрезка любого Есть начало и конец. На прямой любые Две точки мы возьмём. Всё, что между ними, Отрезком назовём. Луч Вдруг на небе из-за серых туч Показался солнца луч, У которого, открою вам секрет, Есть начало, а конца, ребята, нет. Треугольники Биссектриса - это крыса (бегает по углам и делит их пополам) Биссектриса, словно крыса, Она лазит по углам И делит угол пополам. Медиана - это обезьяна (лазает по сторонам, делит их пополам) Медиана - это обезьяна, которая всем говорит: «Здрасьте!» и делит противоположную сторону на 2 равные части. И как ласковая мама Сторону разделит пополам Наша Медиана. Медиана – обезьяна, У которой зоркий глаз. Прыгнет точно в середину Стороны против вершины, Где находится сейчас. Высота со стороной Составят угол, да прямой. Высота похожа на кота, Который, выгнув спину Под прямым углом, Соединит вершину И сторону хвостом. sin, cos «ПРОСИ ПРИКОл» (Отношение ПРОтиволежащего катета к гипотенузе - СИнус, ПРИлежащего - КОсинус) Теорема Пифагора Если дан нам треугольник И притом с прямым углом, То квадрат гипотенузы Мы всегда с тобой найдём: Катеты в квадрат возводим – И таким простым путём К результату мы придём. Как символ вечного союза, Как вечный символ, знак простой, Связала ты, гипотенуза, Навеки катеты собой. Прямые Параллельные прямые – Славный, вежливый народ: Ни одна из них другие Никогда не зачеркнёт. Четырёхугольники Ромбом параллелограмм называется, Если у него все стороны равняются. Площадь Площадь треугольника Знать, конечно, надо. Мы умножим a на h И разделим на два. Вычислить извольте-ка Площадь треугольника, Если нам известны в нём Длины каждой из сторон. Нужно действовать, бесспорно, Здесь по формуле Геррона. Диагональ умножь И на 2 раздели, Ничего больше делать не надо. Это вычислил ты S квадрата. Друзья мои, легко найти S параллелограмма. Вы умножьте а на b И на синус гамма. (S=ab sinγ) Вот трапеция дана, Площадь нам её нужна. Чтобы площадь получить, Основания надо сложить. Произведение полусуммы оснований на “аш” (h), Вот и весь её кураж! S трапеции ты знаешь, Посчитай, я подожду. Полусумму оснований Ты умножь на высоту. Я знаю площадь круга И тому я очень рад! Научу-ка я и друга: «Эс равно пи эр квадрат» (S=πR2) Окружность Окружность мы нарисовали, На ней две точки разных взяли. Отрезком их соединим, Ему название дадим. Отрезок именуют гордо: Ведь он не что-нибудь, а хорда. Хорда через центр прошла, Важный вид приобрела, Потому что перед нами Круга этого диаметр. Есть у окружности верный друг, Имя у друга этого – круг. У окружности длина Во все стороны равна. Знает каждый пионер «Це равно два пи на эр» (С=2πR) Векторы «Бац минус цаб» (для смешанного произведения) Метод координат Инженер и математик Станет лишь тогда богат, Если применить сумеет Он систему координат Цилиндр, конус и шар Арбуз на солнышке лежал, Напоминал он всем нам шар. А корка от него, к примеру, Напоминает людям сферу. Говорит учитель наш: «S=2πRh». Что за формула такая? Цилиндра площадь боковая. Объёмы У цилиндра объём я считаю, И не нужен нам здесь карандаш. Без запиночки я отвечаю: «V цилиндра – пи эр квадрат аш» (V=πR2h) Знает каждый учащийся наш, Ты спроси его ночью иль днём, Одна третья пи эр квадрат аш (1/3 πR2h) – Это конуса, братцы, объём. Объём у шара вычисляю, И формула слетает с губ. Объём у шара? Отвечаю: «Четыре третьих пи эр куб» (4/3 πR3) Единицы измерения и константы π «Это я знаю и помню прекрасно Пи многие знаки мне лишни, напрасны» (число букв в каждом слове соответствует очередной цифре числа 3,14159265358|979323846) Что я знаю о кругах. Вот и знаю я число, именуемое «пи». Молодец! Вот и Таня, и Алеша прибежали - пи узнать число они желали/ «Чтобы ПИ запомнить, братцы, Надо чаще повторять Три, четырнадцать, пятнадцать Девять, двадцать шесть и пять» «Чтобы нам не ошибиться, Надо правильно прочесть Три, четырнадцать, пятнадцать Девяносто два и шесть» Нужно только постараться И запомнить все, как есть: Три, четырнадцать, пятнадцать, Девяносто два и шесть Три, четырнадцать, пятнадцать, Девять, два, шесть, пять, три, пять. Чтоб наукой заниматься, Это каждый должен знать. е «Мы порхали и блистали, но застряли в перевале: не признали наши крали авторалли» (число букв в каждом слове соответствует очередной цифре числа 2,718281828459) У числа е, ребята, Есть секрет простой Две целых семь десятых И дважды Лев Толстой. А коль надумал школьник Знанием блеснуть, Прямоугольный треугольник Ему подскажет путь. Он вам подскажет быстро, Коль катеты равны, Ты к предыдущим цифрам Добавь его углы. Я Катя, я дура, но я вот нашла корень из двух. (число букв в каждом слове соответствует очередной цифре числа 1,4142135624) Я Жора, я глуп, но я вот нашел корень из двух Планы уроков Математика Класс – 6. Тема: «Простые и составные числа» Цели: ввести понятие простых и составных чисел; продолжить развитие умений применять признаки делимости; продолжить воспитание логического мышления. Ход урока Организационный момент. Повторение признаков делимости на 2, 3, 5, 9 и 10. Изучение новой темы
Сегодня мы познакомимся с делением чисел на простые и составные. Найдём делители числа 7. Делители (7): 1, 7. Запишем: число, которое имеет ровно два делителя (себя и единицу), называется простым. Для за лучшего запоминания можно использовать такой стишок: Хоть есть среди них большие, Судьба их такова: Делителей у каждого Всего лишь только два. С давних пор числа такие Называются простые. Составные числа – это числа, имеющие больше двух. Например, 15, 24, 190. Для них тоже существует стихотворение: Мы эти числа учим тоже. Делители найти их сможем. У каждого числа – смотри – Должно быть их хотя бы три. Эти числа не простые, Эти числа составные. Вы можете привести свои примеры простых и составных чисел? Откроем форзац учебника. На форзаце представлена таблица простых чисел от двух до 997. Здесь все простые числа, в пределах тысячи. Если вы заметили, то единицы среди них нет. Прочитайте ещё раз определение простых чисел. Сколько делителей у них должно быть? А сколько делителей имеет единица? (один). Единицу не относят ни к простым, ни к составным числам, она существует сама по себе. Кл/р: № 93, 94, 95, 99. Д/з: п.4, № 115,117. Резерв: №110. Класс – 6. Тема: «Умножение положительных и отрицательных чисел» Цели: рассмотреть алгоритм умножения рациональных чисел; продолжить развитие умений работать с отрицательными числами; продолжить воспитание внимательности при выполнении вычислений. Ход урока Организационный момент. Повторение определения положительных, отрицательных чисел и модуля числа; алгоритма сложения рациональных чисел. Устно: 6+15=21 -7+10=3 8+(-12)=-4 -5+(-29)=-34 11+(-11)=0 4-(-6)=10 Изучение новой темы Прежде, чем изучать новую тему, решим задачу: Магазин закупил 120 м ткани. За день было 7 покупателей, каждый купил по 2 м ткани. На сколько уменьшился рулон ткани? Итак, при каждом покупателе на сколько становилось меньше ткани? (на 2 м) «Меньше» - это какой знак? (минус) Сколько было покупателей? (7) Как найти, на сколько уменьшился рулон? () Запишем: чтобы перемножить числа с разными знаками, надо перемножить модули этих чисел, и перед полученным произведением поставить знак минус. Т.е. Ответ: рулон уменьшился на 14 м. При умножении двух отрицательных чисел, мы также перемножаем их модули, но ставим знак плюс: -
Правила умножения положительных и отрицательных чисел можно проиллюстрировать схематически: -
-
-
Или можно взять аналог из литературы: «Друг моего друга - мой друг» т.е. или «Друг моего врага - мой враг» () Например, -
-
-
Кл/р: №1121(а-м), 1118, 1119, 1122. Д/з: п. 35, № 1143(а-з), 1140(а, б). Резерв: №1120, 1121(н-т). -
Класс – 7. Тема: «Умножение и деление степеней» Цели: рассмотреть алгоритм умножения степеней, продолжить развитие умений работать со степенями, продолжить воспитание внимательности при выполнении вычислений. Ход урока
Организационный момент. Повторение определения степени. Устно: 22=4 53=125 (-3)2=9 (-2)3=-8 (-1)43=-1 (-1)54=1
Изучение новой темы Сегодня мы рассмотрим, каким образом степень можно умножить на степень. Например, что значит запись:? Сколько двоек мы должны перемножить? -
А что такое 7? (3+4) Запишем правило: при умножении степеней с одинаковыми основаниями, основание оставляют прежним, а показатели степеней складывают: -
Например, (по таблице на форзаце и с учётом определения степени отрицательного числа) Чтобы легче запомнить правило умножения степеней, можно выучить следующий стишок: Если степени умножить Мы с тобою захотим, Показатели мы сложим, Основанья сохраним. А чтобы не забыть, что правило действует только в случае одинаковых оснований степени: Внимание! Внимание! Различны основания! Смотри, не попади впросак! Как умножить их? - Никак! Хорошее решение! Оставь без изменения! Стихотворения можете вклеить в тетрадь для правил (раздаются каждому). А теперь приступим к решению классных номеров. Кл/р: №403, 405, 406 (min 2 способа на каждую), 409. Д/з: п.19, №404(а-е), 407, 408. Резерв: №413, 410. -
-
Класс – 8. Тема: «Уравнение x2=a» Цели: рассмотреть алгоритм решения уравнения вида x2=a; продолжить развитие умений работать с определением квадратного корня и арифметического квадратного корня; продолжить воспитание ответственного отношения к учебному труду. Ход урока
Организационный момент. Повторение определений квадратного корня и арифметического квадратного корня. Устно: Рассмотрим уравнение вида x2=a, где аЄR. Каким может быть а? (>,< или = 0). Разберём каждый из этих случаев:
Если a>0, то уравнение имеет два корня.
Например, x2=4 => Чтобы это запомнить, применяют следующее выражение: «Как сказал писатель Гоголь, корень из квадрата - модуль». Действительно, . Для нашего примера
Если a=0, то уравнение имеет один корень
Другими словами, если у нас дано уравнение x2=0, то х=0, так как ноль не является ни положительным, ни отрицательным, и нет смысла писать .
Если a infourok.ru Мнемонические правила O, be a fine girl, kiss me — для запоминания спектральных классов звёзд: O, B, A, F, G, K, M. Число e можно запомнить по следующему мнемоническому правилу: • e = 2.718281828459045... 2.7 + Два Льва Толстых + Прямоугольный треугольник. • два и семь, далее два раза год рождения Льва Толстого (1828), затем углы равнобедренного прямоугольного треугольника (45, 90 и 45 градусов)... (дополняемый пост) Русский язык • Уж замуж невтерпеж — мнемофраза для запоминания наречий без ь • Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку: «Цыц»- мнемофраза для запоминания слов с ы после ц • У девчонки чужой парчовый башмачок — нехорошо Бережёт перчёную тушёнку на ночёвку — мнемофразы для облегчения запоминания, в каких случаях под ударением после шипящих пишется О и Ё • надеваю одежду, одеваю — Надежду — для запоминания употребления «одевать» и «надевать» • Горению творца поклоняйся — для запоминания употребления корней гар-гор, твар-твор и клан-клон. • автомотовелофототелерадиомонтер — все эти приставки пишутся слитно • Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву «Т» писать напрасно - В этой фразе собраны 5 слов, где не пишется «Т» между «С и Н». *** Вопросы, на которые отвечают наречия: где, когда, куда, откуда, как, зачем и почему. Иены и юани Запоминалка для корректоров, которым приходится иметь дело с иенами и юанями: У китайцев – юани, у японцев – иены. Н и НН в прилагательных Онн, енн – пиши два Н; ан, ян, ин – пиши Н один! Прилагательные с суффиксом -ЯН-: исключения: посмотрите на окно, чтобы вспомнить, в каких прилагательных пишется двойное Н: в окне стеклянное стекло, деревянная рама и оловянные шпингалеты и ручки. Названия падежей «Иван (Ирина) Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку». «Иван, Роман, Дайте Вашу Трубку Покурить». «Имя Ребёнку Дали, Винни Топтыжку Прозвали». «Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу». «Иван Рубил Дрова, Варвара Топила Печь». «И Родила Дарья Ваньку Толстого, Пузатого». «Иван Романов Дал Вите Тетрадь Подержать». Носки и чулки Носки короткие – слово длинное: носков, Чулки длинные – слово короткое: чулок. Последовательность знаков препинания Для того чтобы запомнить правильный порядок знаков в конце вопросительно-восклицательного предложения (?!), используйте алфавитный принцип. Итак: воПросительный – воСклицательный, поскольку буква П стоит в алфавите раньше буквы С, то в конце вопросительно-восклицательного предложения сначала надо поставить «?», а потом «!». Согласные • Глухой согласный o — СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? — Фи! o ФоКа ХоЧеШь ПоеСТь ЩеЦ? o Степка Фец, хочешь щец? • Звонкий согласный Мы Же Не ЗаБыВаЛи ДРуГ ДРуГа! Где жизнь была в мире + й Слова с ъ • У подъезда адъютант ждет фельдъегеря — напоминает, что после некоторых приставок пишется твердый знак. Спряжение глаголов Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть. Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И зависеть, и вертеть, И обидеть, и терпеть – Вы запомните, друзья, Их на Е спрягать нельзя. Ко второму же спряженью Отнесем мы без сомненья Все глаголы, что на -ить, Исключая брить, стелить. А еще: смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, дышать, держать, терпеть, И зависеть, и вертеть. *** Слышать, видеть, ненавидеть, И зависеть, и обидеть, Гнать, держать, терпеть, вертеть, А еще дышать, смотреть! Ударение в словах Долго ели тОрты – Не налезли шОрты! *** ЗвонИт звонарь, ЗвонЯт в звонок, Чтоб ты запомнить верно смог. ЗвонИт и говорИт. *** Фёкла красная, как свЁкла! В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла! *** Ударение в слове щавель: Срубили ель, сорвали щавЕль. *** ФенОмен звонИт по средАм, ПринЯв договОр по годАм, Он Отдал экспЕртам эскОрта ХодАтайство аэропОрта. *** Ударение в слове шарфы: Как у нашей Марфы Есть в полоску шАрфы! *** Я взял муку и взял творОг – Испек рассыпчатый пирог. Удвоенные согласные Количество С в слове искусство: 1/2. На первом месте – одно, на втором – два. *** МошеННик у тружеНика одну Н украл! Чередующиеся гласные в корне слова Собирать, стирать, задира – Повнимательней гляди: Если в слове имя Ира, Значит, в корне буква И. *** Если после корня — А, В корне будет И всегда. Вот пример, запоминай: Ноги вытЕр? — ВытИрай! *** Правило ослика ИА (для корней с чередованием гласных): если за корнем А, в корне пиши И. Например, блИстАть. (Прислала Ксения Мурашкина) Члены предложения Вопросы, на которые отвечают обстоятельства: Семь вопросов – просто чудо, Их запомнить просто так: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как? Литература Слово ДАМАН указывает, на какой слог падает ударение в трехсложных размерах стиха: ДАктиль – 1-й слог, АМфибрахий – 2-й слог, АНапест – 3-й слог. Английский язык Когда в английских словах для обозначения звука [i:] употребляется сочетание «ie» (chief, thief), а когда «ei» (receive, perceive): If the letter «C» you spy, Put the «E» before the «I». If you do not spy the «C», Put the «I» before the «E». *** I before E except after C, or when sounded like A as in neighbour and weight. Автор: David Chaika (Америка). Астрономия Для запоминания классов звезд: O, be a fine girl, kiss me — для запоминания спектральных классов звёзд: O, B, A, F, G, K, M. Один Бритый Англичанин Финики Жевал, Как Морковь — для запоминания спектральных классов звёзд: O, B, A, F, G, K, M. *** Запомнить порядок планет Солнечной системы можно по первым буквам слов во фразе: (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон) • Мы Все Знаем: Мама Юли Села Утром На Пилюли • Мудрая Волшебница Златоглавая Модница Южных Стран Увлекается Новейшей Поэзией • Планеты Нетрудно Упомнить Самому Юному Малышу, Зная Венеру, Меркурий • Мы Все Знаем: Многие Юные Сурки Учат Названия Планет • Морозным Вечером Залез на Мачту Юнга Стремясь Увидеть Незнакомый Порт • Можно Вылететь За Марс Ювелирно Свернув У Нашей Планеты • Мама Варит Земляничный Морс, а Юный Сын Уже Не Плачет • Медвежонок Ветчину Закусил Малиной, Юркий Суслик Утащил Ножик Перочинный • Мрачное Венерическое Заболевание Может Юрко Сразить Усталую Нимфоманку • Меркурий — раз, Венера — два-с, Три — Земля, четыре — Марс, Пять — Юпитер, шесть — Сатурн, Семь — Уран, восьмой — Нептун • — для запоминания приблизительного числа секунд в году (константа, важная в астрономии). Геология Геологические периоды • Каждый отличный студент должен курить папиросы; ты, Юра, мал — пей ночью чай — для запоминания геологических периодов: кембрийский, ордовикский, силурийский, девонский, каменноугольный, пермский, триасовый, юрский, меловой, палеоген, неоген, четвертичный. • КОСил ДеКаП ТрЮМ ПаНеЧ — для запоминания геологических периодов: кембрийский, ордовикский, силурийский, девонский, каменноугольный, пермский, триасовый, юрский, меловой, палеогеновый, неогеновый, четвертичный. География • Как пенал Непал среди гор упал — для запоминания географического положения страны Непал. • Милая Хоккайдо! Я тебя Хонсю. За твою Сикоку я тебя Кусю - для запоминания четырех основных островов Японии. Геометрия Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит углы пополам. Медиана – обезьяна, она идет по сторонам и делит стороны пополам. Пифагоровы штаны во все стороны равны. Математика Что я знаю о кругах? 3,1416 Квадратный корень из двух запомнить можно следующим образом: 1,4142135624 = Я Маня, я дура, но я вот нашла корень из двух. (Каждая цифра соответствует количеству букв в слове.) Формула дифференцирования произведения: d(UV) = U∙dV + V∙dU Чтобы легко запомнить формулу, нас научили заменять правую ее часть фразой: «Удавить – и в воду». число Пи • Кто и шутя и скоро пожелаетъ пи узнать число, уже знаетъ (в дореформенной орфографии) — количество букв в каждом слове соответствует значкам числа пи. Надо только постараться и запомнить всё как есть — три, четырнадцать, пятнадцать, девяносто два и шесть. Если очень постараться, Можно сразу пи прочесть: Три, четырнадцать, пятнадцать, Девяносто два и шесть. число e • Для получения приблизительного значения нужно выписать подряд цифры, выражающие число букв в словах следующего стишка, и поставить запятую после первого знака: «Мы порхали и блистали, но застряли в перевале; не признали наши крали авторалли». • Стишок: Два, семь, восемнадцать, Двадцать восемь, восемнадцать, Двадцать восемь, сорок пять, Девяносто, сорок пять. • Легко запомнить как 2, далее запоминаем 71, потом повторяющиеся 82, 81, 82 • Число e можно запомнить по следующему мнемоническому правилу: • e = 2.718281828459045... 2.7 + Два Льва Толстых + Прямоугольный треугольник. • два и семь, далее два раза год рождения Льва Толстого (1828), затем углы равнобедренного прямоугольного треугольника (45, 90 и 45 градусов). Стихотворная мнемофраза, иллюстрирующая часть этого правила: «Экспоненту помнить способ есть простой: две и семь десятых, дважды Лев Толстой» • В другом варианте правила e связывается с президентом США Эндрю Джексоном: 2 — столько раз избирался, 7 — он был седьмым президентом США, 1828 — год его избрания, повторяется дважды, поскольку Джексон дважды избирался. Затем — опять-таки равнобедренный прямоугольный треугольник. • В ещё одном небезынтересном способе предлагается запомнить число e с точностью до трёх знаков после запятой через «число дьявола»: нужно разделить 666 на число, составленное из цифр 6 − 4, 6 − 2, 6 − 1 (три шестёрки, из которых в обратном порядке удаляются три первые степени двойки): . • В четвёртом способе предлагается запомнить e как . • Грубое (с точностью до 0,001), но красивое приближение полагает e равным . Совсем грубое (с точностью 0,01) приближение даётся выражением . • «Правило Боинга»: даёт неплохую точность 0,0005. Для двойного векторного произведения справедлива формула Лагранжа, которую можно запомнить по мнемоническому правилу «бац минус цаб». Семь цветов радуги Как Однажды Жан-Звонарь Головой Свалил Фонарь. Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидят Фазаны. К — красный, О — оранжевый, Ж — желтый, З — зеленый, Г — голубой, С — синий, Ф — фиолетовый. Старославянский язык Слова склонения на U краткий в старославянском: Имею полдома. На верху мед. А возле дома Сын вола пасет. Автор: Кочетков Леонид Слова с буквой «ять» Б(е)лый, бл(е)дный, б(е)дный б(е)с Уб(е)жал по сл(е)ду в л(е)с, Л(е)шим по л(е)су он б(е)гал, Р(е)дькой с хр(е)ном пооб(е)дал И за б(е)дный тот об(е)д Дал об(е)т над(е)лать б(е)д. Физика Средняя скорость теплового движения частицы v v = квадратный корень из (3kT/m) запоминается как три кота на мясо, (m — масса броуновской частицы, v — ее скорость, k — постоянная Больцмана, T — температура) Химия Индикатор лакмус красный кислоту укажет ясно! Индикатор лакмус синий — щелочь тут, не стой разиней! Фенолфталеиновый в щелочах малиновый. Алюминий, феррум, хром – их валентность равна трем. Натрий, калий, серебро – одновалентное добро. Процессы окисления-восстановления Для запоминания процессов окисления-восстановления, а также свойств окислителей и восстановителей: • Отдать - Окислиться, Взять - Восстановиться (слова начинаются с одинаковых букв; при отдавании кем-либо чего-либо полезного - кислое, опущенное выражение лица, при получении - воспрявшее, восстановленное). • Окислитель - грабитель (в процессе окислительно-восстановительной реакции окислитель присоединяет электроны). Биология Помощь при запоминании однобуквенного обозначения Альфа-аминокислоты белков Физиология, медицина • Днем работают с колбочками, ночью ходят с палочками — для запоминания специфики работы фоторецепторов сетчатки глаза. Правила Дорожного Движения • Две железки, две воды, хулиганы и рабы-для запоминания дорожных знаков, повторяющихся вне населённых пунктов: железнодорожный переезд без шлагбаума, железнодорожный переезд со шлагбаумом («две железки»); выезд на набережную, разводной мост («две воды»); осторожно дети («хулиганы»);дорожные работы («рабы») Морзянка Использование звуковой памяти (аудиопамять), кодирование абстрактной информации звуком (напевом). Например: • − (ай-даа = А,А); − • • • (баа-ки-те-кут = Б,В); • − − (ви-даа-лаа = В,W). shulaev.livejournal.com Мнемонические правила это Мнемоника (греч. τα μνημονιχα — искусство запоминания) (мнемоте́хника) — совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. Замена абстрактных фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление. Иван родил девчонку, велел тащить пеленку. Иван рубил дрова, Варвара топила печь. Имя Родители Дали, Винни Топтыжкой Прозвали — для запоминания падежей русского языка. Уж замуж невтерпеж — мнемофраза для запоминания слов без ь в наречиях на шипящий; Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку: «Цыц» — мнемофраза для запоминания слов с ы после ц. Для запоминания употребления «одевать» и «надевать»: Мы пошли с Надюшей в душ, Вдруг приперся Надин муж. То ли мне надеть одежду, То ли мне одеть Надежду. У подъезда адъютант ждет фельдъегеря — напоминает, что после некоторых приставок пишется твердый знак. Гнать, держать, смотреть и видеть,Дышать, слышать, ненавидеть,И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть. Гнать, держать, смотреть и видеть,Дышать, слышать, ненавидеть,И зависеть, и вертеть,И обидеть, и терпеть —Вы запомните, друзья, Их на Е спрягать нельзя. Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву Т писать напрасно — в этой фразе собрано пять слов, где НЕ пишется Т между С и Н. У девчонки чужой парчовый башмачок — нехорошо / Бережёт перчёную тушёнку на ночёвку — эти мнемофразы помогают запомнить самые распространенные слова, где под ударением путают О и Ё. Под ударением после шипящих пишется О и Ё. В окне СТЕКЛЯННОЕ стекло, ДЕРЕВЯННАЯ рама и ОЛОВЯННЫЕ шпингалеты и ручки. Правило звучит так: в суффиксах -АН-/-ЯН- прилагательных пишется одна буква Н, слова-исключения: ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ, СТЕКЛЯННЫЙ. В трудном слове «рассчитать» Нужно нам две «с» писать.А «расчётливый» «расчёт» Пишем только корень «чёт». А только «каталОг». А твОрог?Можно твОрог, А можно и творОг. Долго ели тОрты —Не налезли шОрты. ПринЯв договОр по годАм, Он Отдал экспЕртам эскОрта ХодАтайство аэропОрта. ФенОмен звонИт по средАм,ПринЯв договОр по годАм,Он Отдал экспЕртам эскОрта Как у нашей МарфыЕсть в полоску шАрфы! Срубили ель,сорвали щавЕль. В огороде баба Фёкла,у нее на грядке свЁкла! ЗвонИт звонарь,ЗвонЯт в звонок, Чтоб ты запомнить верно смог. Мнемоника — искусство запоминания — помогает нам выучить громоздкие формулы или правила, переводя их на язык смешных ассоциаций, созвучных фраз или стихов. Мнемонических правил много. Цвета спектра по порядку (красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый): 1) Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан;2) Как Однажды Жак-Звонарь Городской Сломал Фонарь ; 3) Чому Олені Живуть Зимою Без Своїх Фантазій? 4) Чарівна Осінь — Життя Знову Б’є Сивий Фарфор Запоминание порядка планет (от Солнца и к Солнцу): Плутон, Нептун, Уран, Сатурн, Юпитер, Марс, Земля, Венера, Меркурий 1) Планеты Нетрудно Упомнить Самому Юному Малышу, Зная Венеру, Меркурий; 2) Между Волками Зайчишка Метался, Юркнул, Споткнулся, Упал — Не Поднялся;3) Можно Вылететь За Марс Ювелирно Свернув У Нашей Планеты;4) Медвежонок Ветчину Закусил Малиной, Юркий Суслик Утащил Ножик Перочинный; 5) Маючи Великі Здібності Маленький Юрко Співав Українські Народні Пісні Чтобы отличить первую четверть от последней, наблюдатель, находящийся в северном полушарии, может использовать следующее мнемоническое правило. Если месяц похож на букву «С», то он Стареющий — это последняя четверть. Если он повёрнут в обратную сторону и тогда, мысленно приставив к нему палочку, можно получить букву «Р», то месяц «Растущий», то есть это первая четверть. 1) Формула массы: Массу тела мы найдем, умножив плотность на объем;2) Средняя скорость теплового движения частицы запоминается так: Три КоТа на Мясо;3) Формула архимедовой силы: РоЖа — Во! 4) Закон электролиза: Масса КИТа Для запоминания катодных и анодных процессов в электрохимии существует следующее мнемоническое правило: - На аноде анионы окисляются.
- На катоде катионы восстанавливаются.
В первой строке все слова начинаются с гласной буквы, во второй — с согласной. Для закрепления в памяти буквенных обозначений цифр в порядке убывания существует мнемоническое правило: fizecl.ucoz.ru 12 лет успешной работы в сфере подготовки к ЕГЭ и ОГЭ! 1161 поступивших (100%) в лучшие вузы Москвы Подготовка к ЕГЭ, ОГЭ и предметным Олимпиадам в Москве У Вас возникли вопросы?Мы обязательно Вам перезвоним: Мнемонические правила — помощь учителю и ученику Каждый из нас в детстве, в школе, да и сейчас придумывает для себя всякие мнемонические правила, которые помогают нам «выкрутиться» в сложной ситуации, а также просто для легкого запоминания. Если вы еще не поняли, о чем идет речь, я поясню: все мы знаем цвета радуги? Думаю, что многие! Но как мы их запомнили? Естественно: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Вот так же, подобно цветам радуги, для запоминая я вспомнил множество интересных мнемонических правил из химии, а также биологии. Ну, например, что касается общей химии, а именно индикаторов. Попасть в кислоту — вот неудача, Но он перетерпит без вздоха и плача, Зато в щелочах у фенолфталеина Начнется не жизнь, а сплошная малина! Или, к примеру, даже без стихов, школьники часто запоминали, что правильно наливать? Кислоту в воду или воду в кислоту? Признаюсь, легче всего запомнить, что «не надо плевать в кислоту, а то она ответит». Другой яркий пример названия кислот, образованных одним и тем же элементом с разной степенью окисления: paramitacenter.ru Мнемонические правила. Цвета спектра по порядку (красный, оранжевый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый): 1)Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан2)Как Однажды Жак-Звонарь Городской Сломал Фонарь3)Каждый Оформитель Желает Знать, Где Скачать Фотошоп 4)Каждый Одмин Желает Знать, Где Системные Файлы 🙂 Число Пи (количество букв в каждом слове-цифра): 1)Это я знаю и помню прекрасно: Пи многие знаки мне лишни, напрасны (3.14159265358) 2) Вот и знаю я число, именуемое «пи». Молодец! 3) Чтобы нам не ошибиться, Нужно правильно прочесть: Три, четырнадцать, пятнадцать, Девяносто два и шесть 4) Учи и знай в числе известном за цифрой цифру, как удачу примечать5)Как я хочу и желаю надраться до чертей после сих тупых докладов, наводящих тяжелую депрессию 6)How I want a drink, alcoholic of course, after the heavy lectures involving quantum mechanics Квадратный корень из двух запомнить можно следующим образом: 1,4142135624 = Я Таня, я дура, но я вот нашла корень из двух. (Каждая цифра соответствует количеству букв в слове.) Запоминание порядка планет (от Солнца и к Солнцу): Плутон Нептун Уран Сатурн Юпитер Марс Земля Венера Меркурий 1) Планеты Нетудно Упомнить Самому Юному Малышу, Зная Венеру, Меркурий 2) Между Волками Зайчишка Метался, Юркнул, Споткнулся, Упал — Не Поднялся.3) Мы Ведь Знаем, Мама Юли Села Утром На Пилюли! 4) Мышка Верно Закопалась, Мышка Юркнула Спустилась, Убежала Не Поймали, Пропустили5) Морской Волк Замучил Молодого Юнгу, Совершенно Утомив Несчастного Подростка6) Морозным Вечером Залез на Мачту Юнга Стремясь Увидеть Незнакомый Порт7) Можно Вылететь За Марс Ювелирно Свернув У Нашей Планеты8) Мама Варит Земляничный Морс, а Юный Сын Уже Не Плачет9) Медвежонок Ветчину Закусил Малиной, Юркий Суслик Утащил Ножик Перочинный 10) Мрачное Венерическое Заболевание Может Юрко Сразить Усталую Нимфоманку Правда с недавних пор Плутон «не считается». ) Для запоминания порядка геологических периодов:Кембрий, ордовик, силур, девон, карбон, пермь, триас, юра, мел, палеоген, неоген, четвертичный Каждый Отличный Студент Должен Курить Папиросы. Ты, Юра, Мал — Подрасти На Четвертичку. Закон Архимеда:Тело, впернутое в воду, выпирает на свободу с силой выпертой воды телом, впернутым туды. Разное: 1)Обойти конём все шахматные клетки и ни разу не побывать дважды на одной и той же, к тому же сделать это «вслепую», начав или закончив на любой клетке по желанию «зрителя», можно выучив вот этот «стишок»: Алеет Осень Ценными Дарами, Еще Один Животворящий День. Хлеба Червонят Желтыми Шнурами, Хрустальных Вод Философична Сень. Два Вечера Цеплявшиеся Шишки Артист Писал, Бездонна Синева. Дорожный Шлак Целуют Червячишки, Еще Покрыта Флоксами Трава. Дымится Чай Эффектней Шоколада, Фарфоры Чашек Достаются Трем, Блондинке Девушка Дана Отрада Форшмак Делить Холодным Острием. Жена, Толкая Хилую Подругу, Желает Сняться Этим Выходным, Ценя Сама Арктическую Вьюгу, Бросает Шар Арбуза Четверым. Цикад Пяток, Едва Чревовещая, Дарует Дрему Фикусам Окна. Хотя Довольны Жаждавшие Чая, Хозяин Шумно Жертвует Вина. Фокстротами Шесть Девушек Пленились, Эстрадных Танцев Фантастичней Па, Едва Ступающий Цыпленок Вылез, А Селезень Блуждающий Пропал. Алеет Тело Бронзовой Осины, Царит Теней Ажурная Длина. Беззвучней, Чем Автомобиля Шины, Болоту Ветер Дарит Семена. Фонарь Восьмью Химерами Сияет, Жук Прилетает, Хлопая, Туда. Желанна Осень, Если Довершает Ценнейший Отдых Бодрого Труда. . первые буквы есть координаты: Алеет Осень = А1; Ценными Дарами = С2; и.т.д. Ряд активности металлов:литий, калий,кальций, натрий,алюминий, цинк, железо,никель, олово, свинец, водород, и все. п. ц Для отличия российского флага от французского: Россия — БоСяКи, Франция — СоБаКи. Для запоминания четырех основных островов Японии: Милая Хоккайдо! Я тебя Хонсю. За твою Сикоку дай тебя Кюсю Формула дифференцирования произведения: d(UV) = U∙dV + V∙dU Удавить – и в воду Употребление слов «надеть» и «одеть»Надеть одежду-одеть Надежду Полностью стишок на то же правило: Мы пошли с Надюшей в душ,Вдруг приперся Надин муж.То ли мне надеть одежду, То ли мне одеть Надежду. Для запоминания специфики работы фоторецепторов сетчатки глаза:Днём работают с колбочками, ночью ходят с палочками ПДД: «Если палка смотрит в рот, делай правый поворотЕсли палка смотрит вправо, ехать не имеешь права Если палка смотрит влево, ты на дороге королева» Грудь и спина для водителя стена — запрещено движение, если регулировщик повернут к водителю грудью или спиной. Перевод часов:Весной часы переводят Вперёд, а Осенью – Обратно. Написание приставок: АвтоМотоВелоФотоТелеРадиомонтёр- все эти приставки пишутся слитно Ударение в словах:1) Долго ели тОрты – Не налезли шОрты! 2) ЗвонИт звонарь, ЗвонЯт в звонок, Чтоб ты запомнить верно смог. 3) Фёкла красная, как свЁкла! 4) В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла! 5) Срубили ель, сорвали щавЕль. 6) Не говори катАлог, а только каталОг. А твОрог? Можно твОрог, а можно и творОг! 7) ФенОмен звонИт по средАм, ПринЯв договОр по годАм, Он Отдал экспЕртам эскОрта ХодАтайство аэропОрта. 8) Как у нашей Марфы Есть в полоску шАрфы! 9) Я взял муку и взял творОг – Испек рассыпчатый пирог little-calamity.livejournal.com Мнемонические правила «Кто и шутя и скоро пожелает(ъ) пи узнать, число уж(ъ) знает(ъ)». Помните это двустишие? Вроде бы бессмыслица. Так, да не совсем. Конечно, приведённый стишок очень далёк от подлинной поэзии. Но он и придуман совсем не для того, чтобы воздействовать на человеческие сердца. Напротив, назначение его весьма прозаическое, и тем не менее вполне возможно, что сей труд будет как бесконечная эстафета передаваться из поколения в поколение. Дело в том, что он позволяет легко, быстро и с очень большой точностью написать известное из геометрии число «пи», которое характеризует отношение длины любой окружности к ее диаметру. Действительно, если пользоваться старой орфографией, принятой до 1918 года, то оказывается, что число букв в каждом слове этого двустишия соответствует очередной цифре числа «пи»: 3,1415926536. Попробуйте-ка запомнить число без подсказки! А наша подсказка при всей своей видимой нелепости легко запоминается и даёт ключ к запоминанию точной величины часто употребляемого математического понятия. Приём, которым мы воспользовались для запоминания числа «пи», называется мнемоническим правилом. Словарь даёт следующее определение мнемоники: «Мнемоника (от греческого mnemonika – искусство запоминания) – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций». Простейшими мнемоническими правилами люди пользовались ещё в глубокой древности. Например, зарубки, которые они оставляли на дереве, помогали им ориентироваться в дремучем лесу. А мой вполне современный товарищ, прикалывая к ремешку часов скрепку, утверждает, что она помогает ему вспомнить и выполнить данное обещание (например, принести из дома какой-либо предмет). Вернёмся, однако, к математике. С числом «пи», кажется, всё ясно. Но вот в высшей математике, которую изучают в институтах, широко, пользуются понятием другого числа e. Что это такое? В школе вас знакомят с десятичными логарифмами, основанием которых служит число 10. А существуют ещё и так называемые натуральные логарифмы. Так вот это число e и является основанием натурального логарифма. Его приблизительное значение 2,7. А точное выражается бесконечной десятичной дробью, которую, оказывается, очень легко запомнить вплоть до 15-го знака после запятой, если воспользоваться мнемоническим правилом: Присмотритесь, пожалуйста, внимательнее к написанному числу. Нетрудно заметить, что после цифры 7 дважды повторяются числа 1828, а их легко запомнить как год рождения Льва Николаевича Толстого. А затем идут числа, обозначающие углы прямоугольного равнобедренного треугольника: 45, 90, 45, – не правда ли? Вот вы и запомнили это громоздкое число задолго до поступления в институт, и, поверьте, уже на всю жизнь. Однако не станем увлекаться высшей математикой. Нам бы сейчас что-нибудь попроще. Допустим, мы с вами пока ещё только ученики 5–6-го классов, и нам никак не даётся умножение или деление положительных и отрицательных чисел – всё время путаемся в знаках: умножая, скажем, –5 на –3, мы получаем в ответе –15, а при делении + 20 на –4 получаем +5, за что учительница неизменно ставит нам 2 без всяких знаков. Помоги нам, добрая волшебница Мнемоника! И она помогает. Слушайте, ребята, и запоминайте. Положительный человек – это «+», и он, конечно, ваш друг. Отрицательный человек – это «–», он, безусловно, враг. Верно ведь? А теперь обратимся к арифметическим действиям: 1. ( + ) • ( + ) = ( + ) друг вашего друга – ваш друг 2. ( + ) • (-) = (-) друг вашего врага – ваш враг 3. (-) • (+) = (-) враг вашего друга – тоже ваш враг 4. (-) • (-) = ( + ) враг вашего врага – ваш друг. При делении – всё то же самое. Можно было бы продолжить подобные примеры. Но разве мнемонические правила – это привилегия математики? Ничего подобного. Вот, пожалуйста, известный пример из области физики. При прохождении белого света через призму наблюдается разложение его на цветной спектр, причём цвета в спектре располагаются всегда в строго определённом порядке: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Уверяю вас, что запомнить эту последовательность, тем более надолго, было бы весьма сложно, если бы не одна «мудрая» фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Первые буквы каждого слова этой фразы подсказывают нам нужный цвет. А если мы хотим быстро, не задумываясь представить семь цветов радуги в обратном порядке? И на это есть свой ключ – фраза, которая как бы отвечает на желание охотника: «Фазан сидит, глаза закрыв, желая очень кушать». Ну хорошо: математика и физика – науки точные. Может быть, в этом всё дело? Может быть, только поэтому мы и находим соответствующие закономерности даже в самом механизме запоминания? Однако если это так, то как же тогда быть с такой фразой: «Цыган на цыпочках стоит и «цыц» цыплёнку говорит»? Вы, наверное, уже догадались, что это – тоже мнемоническое правило. Никакого отношения к точным наукам оно не имеет. Им пользуются для запоминания следующего правила русской орфографии: после буквы Ц в корне пишется И, за исключением четырёх слов, перечисленных в приведённом выше двустишии: цыган, на цыпочках, цыц, цыплёнок. Или уж совсем короткая и ёмкая фраза: «Уж замуж невтерпёж», все три слова которой являются исключениями из другого правила подобного же рода: наречия, оканчивающиеся на шипящую, имеют на конце ь. А разве в быту, в повседневной жизни нам не помогает эта всемогущая мнемоника? Предположим, требуется запомнить номер телефона. Мы ищем какую-либо закономерность, пытаемся найти привычные ассоциации, и обычно находим. Мнемонику иногда обвиняют в том, что она приучает к чисто механическому запоминанию, без понимания сущности явления. Но ведь одно ни в коем случае не отрицает другого. Безусловно, изучая любой вопрос, нужно прежде всего понять его, осмыслить, прочувствовать. Но одно дело понять, а другое запомнить. Это разные вещи. Вы можете прекрасно понимать физическую сущность, скажем, того же числа «пи», знать, как оно получается, но не будете же вы каждый раз выводить его заново или искать значение этого числа в справочнике. Вам надо запомнить его. А как запомнить набор многих цифр? Вызубрить? Право, это весьма неблагодарная работа. И только мнемоника будет вам в этом случае надёжным и верным другом. Пусть закономерность, которую вы наблюдаете, используя мнемонические правила, чисто внешняя, не открывающая и не объясняющая окружающий вас мир, но она помогает усвоить многие его законы – усвоить их быстро и надолго. И я уверен, что каждый из вас в состоянии не только пользоваться известными мнемоническими правилами, но и сам придумывать новые. journal-shkolniku.ru 112ak.ru
|
|
 |
|
 |
|
 |
Поиск |
 |
|
|

|