Логопедические упражнения на звук р в домашних условиях
Как поставить звук "р" в домашних условиях? Артикуляционная гимнастика для звука "р"
Известно, что звук «р» в русском языке является одним из самых сложных. Он требует определенных вибраций и движений речевого аппарата. Мы учимся говорить «р» до пяти лет. Если к этому возрасту у ребенка не получается правильно произносить этот звук, это серьезный повод задуматься о посещении логопеда. Причины нарушения могут быть различными. Однако с некоторыми из них можно справиться и самостоятельно. Как поставить звук «р» в домашних условиях?
Как проверить?
Любая коррекция начинается с диагностики. Для того чтобы новые речевые навыки ребенок освоил верно и без лишних усилий, необходимо провести небольшой артикуляционный тест. Он включает речевые пробы на попадание фонемы в различные позиции. Благодаря этому можно понять, произношение звука «р» в каких словах вызывает трудность у ребенка. А также выявить, какая часть речевого аппарата нуждается в тренировке.
Вопрос, как поставить ребенку звук «р», решается в несколько этапов. Сначала следует проверить его изолированное произношение. Пусть ребенок немного «порычит». После этого необходимо попробовать разные позиции:
- Начало слова: рак, река, рука, рысь.
- Середина слова, между гласными: дорога, дерево, пират, карета.
- Середина слова после/перед согласного/-ым: патрон, картина, тракторист.
- Конец слова: повар, ювелир, тигр.
- Также следует проследить произношение звука в таких сложных словах по артикуляции, как: карьер, барьер, баррикады, террариум.
В зависимости от вариантов правильного произношения и происходит логопедическая коррекция. Так, например, если ребенку не удается произношение ни изолированного «р», ни в словах, то необходимо провести постановку звука, а затем закрепить его воспроизведение в сочетаниях с другими фонемами. Если же изолированно звук вибрирует чисто, а в разных позициях искажается, то следует поработать над закреплением его произношения.
Когда нужна коррекция?
На практике физиологические нарушения проявляются в различных особенностях произношения. Коррекция фонемы «р» требуется в следующих случаях:
- Когда звук пропускается вовсе (вместо каРавай произносится ка_авай);
- Когда «р» замещается фонемами «л» или «й» (каЛавай, Йак);
- Когда происходит смягчение звука в словах, где он, напротив, должен звучать твердо (рядуга, рюка);
- В отношении французского произношения «р» насчитывается около 30 видов нарушений, выявить их может специалист.
Причины
Логически возникает вопрос о том, почему происходит такая разность звучания? С точки зрения физиологии специалисты выделяют несколько причин:
Нарушение подвижности речевых органов. При произношении слов со звуком «р» язык и губы человека в норме совершают определенные движения. При нарушении этого не происходит либо происходит неправильно. Первостепенной задачей здесь является определить дефект.
Проверка. Для этого можно вместе с ребенком проделать следующие упражнения:
- Перед зеркалом открывать и закрывать рот, «шлепая» губами, как рыбы. Затем вытягивать их трубочкой и растягивать в улыбке.
- Далеко высовывать и прятать обратно язык.
- Совершить движения вверх-вниз, вправо-влево широкой частью языка (не кончиком!).
- Поочередно закрывать то левый, то правый глаз. Если проследить, то при этом движении широкая часть языка совершает небольшие движения вправо-влево.
Короткая уздечка языка. Это врожденная особенность, при которой нарушается подвижность языка. Он прилегает ко дну ротовой полости и фиксируется резко спереди.
Проверка. Проверить длину уздечки можно с помощью такой пробы: ребенок должен открыть рот и кончиком языка потянуться к основанию верхних зубов, при этом произнося звук «э». Если упражнение не удается выполнить, уздечка определяется укороченной.
Нарушение речевого слуха. Некоторые дети путают близкие по звучанию фонемы (звуки). Следствием этого является неправильное произношение и задержка в развитии.
Проверка. В качестве диагностики можно предложить ребенку «поймать» звук «р» в разных словах, фонемах и сочетаниях фонем: лапа, рама, п, о, р, с, ш, ма, ор, иш, ес и т. д. При опознавании «р» он должен хлопать в ладоши. Благодаря такой многовариантности можно понять, где происходит путаница.
Неправильное дыхание при речи. Дыхание является основой звучания голоса. При поверхностном дыхании или сбивчивом речевом выдохе может наблюдаться «проглатывание» звуков либо грассирование (картавость). Последний момент весьма сложен для коррекции.
Артикуляционная гимнастика
Каждая описанная выше проблема имеет индивидуальное решение. Так, с нарушениями подвижности речи помогает справиться артикуляционная гимнастика для звука «р». Она направлена на поочередное напряжение и расслабление мышц языка. Серия упражнений при ежедневном повторении дает заметный результат уже спустя неделю. Это очень удобное средство для выбора решения проблемы, как поставить звук «р» в домашних условиях.
Упражнения:
«Лопатка»
Рот слегка приоткрыт, язык свободно лежит на нижней губе. А верхняя свободно пошлепывает по языку и при этом произносится звук «пя-пя-пя…». В завершение следует оставить язык в расслабленном (исходном) положении на 10 секунд.
«Почистим зубы»
Рот приоткрыт. Кончиком языка нужно изобразить чистку зубов с внешней и внутренней стороны по направлению вверх-вниз и вправо-влево на каждом зубе.
«Забиваем гвозди»
Рот приоткрыт. Кончиком языка «постукивать» по основанию верхних зубов по счету от 1 до 10.
«Маляр»
Рот приоткрыт. Губы и челюсти неподвижны. Кончик языка, словно кисть, скользит по верхнему небу от глубины до основания зубов и обратно. Повторять упражнение до 10 раз.
Короткая уздечка
Артикуляционная гимнастика для звука «р» включает и упражнения для растягивания укороченной уздечки. Они актуальны в раннем возрасте, помогают растянуть подъязычную связку, пока ткани поддаются изменениям.
Упражнения:
«Лошадка»
Рот приоткрыт. Губы зафиксированы в улыбке. Широкую часть языка прижать к верхнему небу и «оторвать» ее затем со щелчком. Необходимо следить, чтобы губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.
«Грибок»
Рот широко открыт, язык полностью прижат к верхнему небу. Затем, при закрытии рта, он отрывается от неба. Это упражнение сопровождается определенным дыхательным ритмом. Вдох через нос – рот открыт, выдох через рот во время его закрытия.
«Гармошка»
Упражнение похоже на предыдущее. Только теперь язык остается прижатым к небу при широко открытом и закрытом рте. Повторять такое движение следует до 10 раз.
«Качели»
Рот приоткрыт. Губы зафиксированы в улыбке. Широкую часть языка поднять за верхние зубы, а потом опустить за нижние. Язык при этом не сужается, а губы и челюсти не двигаются.
Если упражнения не приносят пользы или аномалия выявлена поздно, запущена, то устранить ее можно только хирургическим путем, небольшим надсечением уздечки. Это быстрая и безопасная процедура.
Логопедические упражнения
Логопедические упражнения на звук «р» также предназначены для развития аппарата речи. Специалисты рекомендуют техники в определенных дыхательных ритмах. Они помогут параллельно убрать нарушения подвижности речевых органов и речевого дыхания. К таким универсальным упражнениям относятся:
- Многократное произношение звуков «д» и «т» на выдохе. При этом необходимо следить, чтобы звук был чистым (не через нос!).
- Произношение слогов «ды-ды», «ты-ты», «ты-та», «ды-да», «ды-да-дэ», «ты-та-тэ».
- Закрепление правильного речевого выдоха в самостоятельной речи.
Речевой слух
Распространенным случаем в проблеме нарушения речевого слуха является подмена фонем «р» на «л». Поэтому при проведении домашнего занятия звук «р» должен чередоваться в словах со звуком «л» в одинаковых позициях (начало, середина и конец слова). Ребенку необходимо на слух научиться различать эти фонемы.
Звучат слова: рука, лак, город, молоко, комар, мел. После отдельной декламации ребенок должен при звуке «р» поднимать руку. При этом слово ему повторять не нужно.
Как видно, решение вопроса, как поставить звук «р» в домашних условиях, требует немалой изобретательности. В проверочный поток можно вплетать и слова с посторонними звуками (кроме «л» и «р»), а также произношение проблемной фонемы в сочетании с согласными звуками (кадр, лавр, разгром и т. п.). Логопедические упражнения на звук «р» здесь направлены на постановку фонемы в сложных сочетаниях:
Д-Р
Сначала длительно произносится «д». Язык представляется парусом, произношение происходит на выдохе. Потом к фонеме присоединяет вибрирующая «р»: драка, дружба, древо. Аналогичное упражнение можно провести с сочетанием с фонемой «т»: труд, троллейбус, трал.
З-Р
Сначала идет длительное произношение «з» («комарик гудит»). При этом кончик языка касается верхних зубов. Затем он быстро двигается по бугоркам неба у зубов («комарик замерз и дрожит»). После такой разминки можно подключить слова с сочетаниями: зрение, зрачок, здравствуйте.
Механическая помощь
Для таких упражнений понадобится чайная ложечка, ватная палочка или соска. Главное, предмет должен быть чистым, без острых краев. В то время как ребенок длительно произносит звук «з» или «д» (рот открыт), взрослый водит предметом под языком вправо-влево. При этом должны возникнуть колебания. В результате таких манипуляций от ребенка четко послышится раскатистый звук «р».
Закрепление
Вся постановка звука «р» у ребенка происходит по определенному алгоритму: отдельные звуки-слоги-слова. После освоения этой части можно перейти к составлению словосочетаний и предложений по картинкам. Это закрепление звука «р». Более сложным этапом является разучивание чистоговорок, скороговорок, стихов и песен. При этом можно использовать специальную литературу, логопедические игры. Такая подача материала лишь подогреет интерес ребенка к занятиям и положительно скажется на результатах.
Совет
Разобраться, как поставить звук «р» в домашних условиях, несложно. Для этого необходимы терпение, четкое следование инструкциям и ежедневные занятия. Однако нарушения иногда бывают не только физиологическими, и требуется помощь нейропсихолога. Если логопед звук «р» корректирует с помощью упражнений и игр, то задачей нейропсихолога становится изучить процессы в головном мозге и связь их с речевой проблемой. С возрастом неправильное произношение вибрирующей фонемы становится нормой. И исправить эту «вредную привычку» без квалифицированной помощи становится сложнее. Поэтому специалисты рекомендуют обращать внимание на речь ребенка уже в пять лет.
Что делать взрослым?
Как поставить ребенку звук «р» - уже давно хорошо изученная проблема. Но что делать взрослым? Возможна ли коррекция речи в этом случае? Отчасти да. Но здесь очень много подводных камней. Прежде всего взрослый человек должен признать свой дефект и начать его исправление. Посещение логопеда здесь не всегда обязательно, хотя можно обратиться за консультацией, чтобы была четко поставлена причина (если она неизвестна) и подобран комплекс упражнений. Для взрослых он отличается по уровню сложности. В него входят дыхательная артикуляционная гимнастика, но без механической помощи, а также чтение специально подобранных текстов вслух и пение.
fb.ru
Постановка звука «Р». Упражнения и другие хитрости логопеда
Проблемы со звуком «Р», пожалуй, самая распространенная причина обращения к логопеду. Прежде всего, нужно отметить, что возрастные нормы по звуку «Р» — это 5-6 лет (в разных источниках). Т.е. считается, что до этого возраста ребенок «вправе» не выговаривать «Р». Это теория. А на практике, при отсутствии звука «Р» в речи, я советую начинать заниматься его постановкой с 5-5,5 лет.
Однако, очень важный момент! Бывает так, что звук «Р» у ребенка есть, но он ненормативный, т.е. неправильный. Тут возможны различные варианты: «горловой» Р, «кучерский» Р, т.е. с вибрацией губ и щек и пр.). В этом случае, обращаться к логопеду, возможно, нужно раньше. Т.е. если некорректный звук появился в 4 года, не следует ждать 5,5 лет, поскольку такое неверное произношение еще больше закрепится в речи и исправлять его со временем будет только сложнее. Обратите внимание, в данном случае речь идет не о замене звука «Р» другими звуками («Л», «В» и пр.), а именно о некорректном произнесении.
Звук «Р» считается одним из самых трудных звуков и, признаться, я выступаю за то, чтобы ставил его именно специалист, а уж тем более исправлял его неверное произношение. Почему? Тут множество нюансов. Нужно учитывать подвижность языка, его тонус, сформированность и силу воздушной струи, артикуляторную готовность и прочие моменты. Иначе мы рискуем вызвать и закрепить в речи неверный звук. А исправлять его гораздо сложнее, чем ставить. Кстати, как правило, логопеды ставят звук «Р» последним, т.е. после того, как все другие звуки уже появились в речи ребенка.
Однако, ниже предлагаю рассмотреть некоторые варианты постановки, доступные мамам в домашних условиях. Но прежде, рекомендую подготовить артикуляционный аппарат ребенка, выполняя специальные упражнения для язычка.
- «Лошадка» — щелкаем языком медленно и сильно, имитируя цокание копыт лошади. Важно: нижняя челюсть остается неподвижной.
- «Качели» — открыть рот, языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку.
- «Футбол» — рот закрыт, губы сомкнуты. Кончиком языка с силой упираемся то в одну, то в другую щеку.
- «Индюк» или по-другому – «болтушка» — широким кончиком языка проводим по верней губе вперед-назад, не отрывая языка. При этом произносим БЛ-БЛ-БЛ.
Каждое упражнение выполняем по 10-15 раз.
Постановка от звука «Д»
Просим ребенка звонко произносить звук «Д». При этом кончик язычка должен быть сильным и сильно упираться в небо в том месте, где находятся альвеолы (бугорочки). Звук Д мы как бы тянем, повторяем без остановки: «Ддддд». При произнесении звука «Д» язык не должен отрываться от альвеол. Нажимать на язычок нужно с такой силой, чтобы в какой-то момент он завибрировал, и вы услышали «ДДД-РРР». Это и будет началом произнесения звука «Р». Далее начинаем произносить слоги: ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, т.е. те, где «Р» звучит твердо. Обратите на это внимание и не используйте слоги с мягким «Р» (дре, дри и т.д.). Это уже этап автоматизации, т.е. введения и закрепления в речи звука «Р». Со временем переходим на слова, начинающиеся с «ДР»: драка, друг, дракон и тд.
Потом отрабатываем Р в словах на «ТР»: трава, трус и пр. Когда ребенку будут хорошо удаваться эти упражнения, начинаем «отключать» не нужный нам звук «Д», отрываться от него. Для этого подбираем пары слов, наподобие таких: гром-город, бром-борода и т.д.
ВНИМАНИЕ! Если описанным выше способом поставить звук не получилось, попробуйте следующее. На этапе, когда ребенок произносит «Дддд», легко подтолкните его язычок вглубь рта. Движение должно быть очень легким! Для этого можно использовать палочку от мороженого. Также можно попробовать слегка повибрировать (примерно на середине язычка) этой палочкой. Если получится, Вы услышите звук «ДДрр», а с ним начинаем работать по уже изложенной схеме.
Постановка от звука «Ж»
Этот способ подходит только если у ребенка есть хороший и чистый звук «Ж». Просим ребенка длительно с усилием произносить звук «Ж» и отодвинуть язычок чуть поглубже в рот. Вы должны услышать короткий (одноударный) звук «Р». Если получилось, продолжаем повторять это упражнение, закрепляем звук, а потом переходим к его автоматизации по аналогии с тем, что было описано выше. Сначала слоги с «ЖР», «ДР», «ТР» и тд.
Постановка от звука «С»
Важное условие – наличие у ребенка корректного звука «С». Этот способ необычен тем, что звук мы вызываем на вдохе, в то время как обычно делаем это на выдохе. Да и вообще вся наша речь – на выдохе. Просим ребенка длительно произносить звук «Сссс», а затем немного вдохнуть через рот и прижать язычок к альвеолам. Если все эти действия были проведены правильно, то мы должны услышать короткий «Р» с которым начинаем работать по схеме, озвученной выше.
Если же у Вашего ребенка есть звук «Р» в изолированном звучании, т.е. он может сказать «Р» отдельно, а при этом не выговаривает звук в словах, вы вполне можете самостоятельно автоматизировать звук, т.е. ввести его в речь. НО важно, чтобы это был правильный звук. Алгоритм автоматизации аналогичен тому, что я описывала выше: сначала проговариваем его в слогах, затем в словах, где сначала звук находится в начале, затем в середине, затем в конце. А высший пилотаж — закрепляем произношение во фразах, чистоговорках, скороговорках и стишках.
И главное, помним, что все упражнения по вызову звука мы проводим в форме игры! Это важно. Ведь можно придумать, что мы дуем не на язык, а «раздуваем парус», под которым поплывем на море, что мы не вдыхаем язычок, а хотим поместить «улитку обратно в ракушку» и т.п. Создавайте игровые ситуации, фантазируйте, чтобы максимально вовлечь ребенка. Мы не должны провоцировать негативных реакций у малыша. Мы не занимаемся, а играем и тогда, поверьте, результат появится в разы быстрее.
Еще хочу посоветовать книгу «Самоучитель по логопедии», автор М.А. Полякова. Это отличное практическое руководство по звукопостановке, с объяснением тонкостей, нюансов, с множеством вариантов и способов.
Екатерина Петунина, мама двойняшек и практикующий логопед. Автор блога о детском развитии и речевом развитии детей.
Специально для Hipsta Mama.
Вам также может понравиться:
Мимическая гимнастика.
Вся правда о логопедах.
Ребенок растет и меняется: что важно знать про каждый возраст.
hipstamama.ru
Сайт учителя - логопеда Блохиной Натальи Николаевны - Нетрадиционные способы постановки звука [Р]
Игры-упражнения для вызывания звука [р].
Упражнения очень просты и хорошо подходят для тренировки подъема языка к альвеолам, а заодно тренируется и мелкая моторика.
Упражнение «Веселый дождик»
Произнеси твердо звуки [т-д].Слышишь, как будто капельки падают и ударяются обо что-то твердое? Подставь левую ладошку, а пальцами показывай, как капли дождя падают на твою руку, сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее.
Дождик капнул на ладошку -т-д,т-д… (правой рукой изобрази падающие капельки дождя)
На цветок –т-д,т-д… (левой рукой изобрази цветок)
И на дорожку т-д,т-д…. (из левой руки сделай дорожку)
Застучал по крыше он- -т-д,т-д….
И раздался частый звон– т-д,т-д,т-д… (дождик пошел сильнее).
Играя, попробуй поменять руки и выучить стишок наизусть. Т-Д произносим утрированно (подчеркнуто). Исключаем работу челюсти.
Упражнение «Песня Крокодила Гены»
Мелодия песни хорошо подходит для тренировки подъема языка к альвеолам. Вначале песню поем только на слог ДА. В дальнейшем полезно использовать слоги ДЫ, ДЭ, ДО, ДУ. Можно чередовать слоги, учитывая желание ребенка. При закреплении звука [р] поем песенку на слог РА.
Способы постановки звука [Р]:
1 способ постановки звука [Р]:
Способ постановки звука [Р] – старый и простой, как мир.
Выполняется в 3 приема:
1) присосать язык к твердому небу («Грибок»)
2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении)
3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос. Описывать все это долго, но способ очень простой. Эффект достигается на контрасте (напряжение языка при присасывании и расслабление при резком выдохе). Это способствует вызыванию вибрации кончика.
2 способ постановки звука [Р]:
Постановка звука [Р] при слабой воздушной струе.
Способ подходит для тех детей, у кого отсутствует воздушная струя достаточной мощности, необходимая для вибрации кончика языка (как правило, у детей с заиканием). В основе лежит традиционный способ постановки с помощью шарикового зонда. А особенность в том, что ребенок находится в полулежачем положении, со слегка запрокинутой назад головой Язык поднят вверх, к альвеолам, ребенок произносит звук [Д] или сочетание ДЫ в быстром темпе. Зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево. Эффект достигается тем, что в положении лежа язык слегка оттягивается назад и ребенок вынужден более интенсивно выдыхать воздушную струю, что и заводит вибрацию в сочетании с манипуляциями зонда. Время на постановку звука уменьшается вдвое.
3 способ постановки звука [Р]:
Постановка звука [Р] на вдохе.
Условие – правильное и четкое произнесение звука [С]. Ребенок произносит длительно ССССС, а потом делает короткий вдох через рот, резко подняв и прижав язык к альвеолам, всасывает язык «как улитку в раковину». Если ребенок не коснется языком альвеол при вдохе, то звук не получится. Способ очень неожиданный, парадоксальный (ведь все нормальные логопеды ставят звуки «на выдохе»)
4 способ постановки звука [Р]:
Постановка звука [Р] из межзубного положения.
Предварительно отрабатывается положение «язык на верхней губе» и направленная воздушная струя.
• Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В».
• В дополнение к предыдущей позиции логопед указательным пальцем «играет» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Этот эффект необходимо как следует отработать. Детям постарше можно предложить самостоятельное «исполнение» пальцем на губе.
• Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрационного звучания от малейшего прикосновения к нижней губе (что-то похожее на «в-в-р-р-э-э…»)
• Сохраняя ту же конфигурацию языка, во время выработанного вибрационного звучания, легко передвинуть язык за верхние зубы. Важно не терять форму языка! Этот приём взят из арсенала Смирновой Ирины Анатольевны, логопеда из Санкт-Петербурга. Она рекомендовала его для детей с дизартрией, так как в данном случае от ребёнка не требуется больших мышечных усилий, а, следовательно, не увеличивается спастика органов артикуляции.
5 способ постановки звука [Р]:
Постановка звука [Р] от упражнения «БОЛТУШКА».
Есть интересный игровой способ постановки звука [Р] от упражнения «Болтушка», хорошо знакомого детям. Способ доступен любому начинающему логопеду. Ребенок делает упражнение «Болтушка» (или «Индюк»): высунутый широкий язык на звуке [А] выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу. В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный [Р]. Теперь осталось зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации [Р]. Как правило, очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант (дрожит кончик языка).
6 способ постановки звука [Р]:
Постановка звука [Р]от звука [З].
Обычно Р от звука З не ставят, т.к. считается, что они очень различны по артикуляции и не могут быть друг для друга опорными.
Но попробовать можно. Секрет в том, что ребенок произносит [З] очень кратко, лишь дотрагиваясь языком до альвеол и при этом сильно дует на язык. Будет четко слышен сначала одноударный [Р], который потом сравнительно легко переходит в вибрант. Этот способ очень легкий и быстрый, особенно при горловом [Р]. Желаю успехов в его применении!
7 способ постановки звука [Р]:
Постановка звука [Р] от звука [Ж].
Все новое – это хорошо забытое старое. Способ постановки [Р], активно использовавшийся 30-40 лет назад.
Все логопеды обожают вызывать звук [Р] с помощью всевозможных вибраций («моторчик» и ему подобные). Но есть дети, которые панически боятся зондов, палочек, сосок, чайных ложек и других подручных средств. Для них очень хорош следующий способ: ребенок произносит звук [Ж], длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончик языка глубже в полость рта. Через секунду можно услышать одноударный [Р].
После закрепления изолированного произнесения этого звука сразу переходят к проговариванию слогов со стечением ТР, ДР, НР, ЖР. Это способствует быстрому переводу одноударного [Р] в состояние вибрирующего звука. Способ себя оправдывает.
www.sites.google.com
Постановка звука «Р»: способы и упражнения для детей
Основы правильного произношения начинают закладываться в детстве. Если у ребенка имеются какие-либо дефекты речи, то игнорировать это ни в коем случае нельзя. Ведь такая неприятность будет сопровождать человека всю его жизнь. С самого юного возраста важно следить за процессом правильного звукообразования у ребенка. Но как поставить звук? Как быстро можно справиться с этим дефектом если вы замечаете отклонения от нормы? В этой статье мы разберем как происходит правильная постановка звука «Р».
Причины неправильного произношения
Каждый родитель желает, чтобы его ребенок развивался полноценно, в том числе и его речевое развитие. Звуки «Р» и «Рь» дается деткам особенно тяжело. Для постановки данных звуков требуется немного больше усилий и терпения, нежели в остальных случаях. Ребенок должен производить четкие движения органами речевого аппарата, автоматически занимая их верное расположение, также необходимо получить правильную вибрацию языка для этого звука.

Если у малыша наблюдаются трудности с воспроизведением буквы «Р», то самое лучшее это обратиться к логопеду. Он быстрее всего сможет подсказать, как научить ребенка говорить правильно этот звук. Наиболее часто врачи сталкиваются с такими нарушениями произношения:
- Замена другими звуками. Чаще всего дети произносят вместо «Р» буквы «Й», «Л» и «Ы».
- Проглатывание звука в словах. Обычно такое наблюдается, когда «Р» стоит перед или после гласной буквы.
- Излишняя вибрация. В этом случае понятно, что ребенок говорит букву «Р», но ненужная вибрация немного искажает звук.
Как же понять, что с произношением что-то не так? С этой целью необходимо попросить ребенка воспроизвести один только звук «Р», а потом какое-либо слово с ним, к примеру, дерево.
Если проблема будет при произношении изолированного звука, то направить усилия нужно именно на него. Если же ребенок неправильно воспроизводит букву в словах, то в занятиях важно тренироваться на словах, где до или после «Р» идут такие буквы как «О», «А», «У», «И».
Виновниками неправильной речи могут стать несколько причин. Для того, чтобы определить их, нужно посоветоваться с опытным логопедом. Установив истинную причину, он сможет подсказать, как научить ребенка произносить звук. А виновниками могут быть следующие факторы.
Проблемы с речевым дыханием
Речевое дыхание – это основа верного произношения всех существующих звуков. Нарушиться оно может вследствие развития хронического насморка, патологий аденоидов, сердца и сосудов, легких. Отработать правильный дыхательный процесс во время разговора поможет логопед.

Он сможет разработать схему тренировок с учетом всех особенностей организма ребенка. Обычно быстрая постановка звука «Р» у детей проводится с применением комплекса, в который входят слова с этой буквой и специальные упражнения.
Нарушения слуха
Этот дефект развития у детей также может сильно повлиять на развитие речи ребенка. Детки стараются во всем подражать своим родителям, в частности и в речи.
Если после 4 лет ребенок проглатывает звуки или сильно искажает их, то может иметь место нарушение фонематического слуха. Когда ребенок попросту не может верно повторить сказанное ему.
Недостаточное развитие органов речи
Для того чтобы речь была понятной и правильной, необходимо иметь развитый артикуляционный аппарат. Хорошо подготовить его помогает артикуляционная гимнастика. Благодаря ей мышечные ткани укрепляются, и отрабатывается навык правильного расположения речевых органов во время произношения той или иной буквы.

Артикуляционные упражнения можно проводить в игровой форме, что позволит больше заинтересовать малыша. На нашем сайте есть специально подобранная артикуляционная гимнастика для звука «Р».
Индивидуальное строение уздечки
Бывает и так, что постановка звука «Р» вызывает трудности из-за физиологических особенностей крохи, а именно при необычном строении уздечки. Такой дефект мешает языку свободно двигаться, что препятствует правильному воспроизведению. Обнаружить неразвитость связки может только специалист.
В таком случае способом, как научить ребенка говорить без дефектов, может быть также специальная артикуляционная гимнастика и упражнения или же хирургическое вмешательство. В последнем случае переживать не стоит, операция абсолютно легкая и безопасная.
Подготовка артикуляционного аппарата
Перед тем как узнать, как поставить звук и начать выполнять логопедические упражнения на звук «Р», необходимо подготовить мышечные ткани речевых органов, чтобы они могли работать в полную силу. Артикуляционная гимнастика для этого как раз и применяется. Можно использовать следующие упражнения:

«Блин». Малышу необходимо улыбнуться, приоткрыть ротик, затем положить язычок на нижнюю губу и удерживать его в таком положении несколько секунд. Начинать надо с 3 секунд, постепенно увеличивая время, но в результате должно быть не более 10 секунд.
«Наказать язычок». Для этого нужно также расположить речевые органы, но уже не удерживать язычок, а шлепать по нему верхней губой, произнося при этом «Пя».

«Варенье». Данное упражнение выполняется следующим образом: приоткрыть рот, а затем водить языком по верхней губе из стороны в сторону. Можно и правда немного намазать губу чем-то сладким, чтобы ребенок охотнее выполнял гимнастику.

«Маляр». Малышу можно не открывать рот, а просто водить по небу языком, как будто красит его. Это хорошо помогает отработать движения языка вперед-назад.

«Гриб». Ребенку понадобится приоткрыть ротик, улыбнуться, а язык полностью «приклеить» к небу. В таком положении удерживать язык несколько секунд.
Все указанные упражнения для постановки звука «Р» нужно выполнять перед каждым занятием. Они незаменимы при подготовке органов речи к основным тренировкам.
Упражнения на дыхание
Для того чтобы произносить звук «Р» требуется направленная струя воздуха. Поэтому важно отрабатывать дыхание ребенка, особенно если у него с этим процессом есть трудности.
Домашний комплекс упражнений может включать следующие задания:
- «Свеча». Для выполнения задания потребуется обычная свечка, которую нужно потушить. Можно просто сильно дунуть на нее, чтобы огонек сразу исчез либо дуть протяжно и медленно, чтобы он извивался. Сначала расстояние между ртом и свечой должно быть небольшим, а затем его надо постепенно увеличивать, чтобы занятие становилось сложнее.
- «Буря». Понадобится стакан с водой и трубочка от сока. Малышу следует вдохнуть воздух носом, а выдохнуть ртом через трубочку. Таким образом, образуется небольшая буря, заставляющая воду активно двигаться.
- «Снежинка». Ребенок должен открыть рот, растянув губы в улыбке, а язычок расположить на нижней губе. Затем следует положить на кончик языка маленькую бумажечку и предложить малышу сдуть ее.
Каждое упражнение должно выполняться не более 4 раз. При этом всегда вдох должен идти через нос, а выдох – с помощью рта. Также важно, чтобы у ребенка не было проблем со здоровьем, то есть не болело горло, не наблюдалось необычного налета на языке и так далее.
Способы постановки звука
Логопедия предлагает самые разные способы постановки звука «Р». Применять можно какой-то один метод либо сразу несколько. На консультации у специалиста можно точно определиться с занятиями.
Подражание
Это самый простой и довольно действенный метод, как поставить звук. Логопед или родитель садится с ребенком перед зеркалом и показывает ему правильное расположение и движение речевых органов во время произношения звука «Р».

После этого малышу необходимо просто повторить за взрослыми, контролируя процесс с помощью зеркала.
Также подражать можно не только людям, но и животным или каким-нибудь вещам. К примеру, отличными методами, как поставить букву «Р» являются такие задания: порычать как собака «Р-Р-Р», имитировать выстрелы автомата «Тра-та-та», мурлыкать как кошка «Мур-р-р». Это больше заинтересует ребенка, чем простое подражание взрослым. Но при этом вам также нужно следить за расположением органов артикуляции.
Постановка звука «Р» от звука «Д»
Часто логопедами используется способ, как научить ребенка говорить букву «Р», как постановка от звука «Д». Малышу необходимо представить, что его язычок – это парус и его нужно надуть с помощью ветра. Для этого требуется произнести звук «Д», при этом с усилием дунуть на речевой орган.
Со временем при проведении этого занятия будет слышен звук «Др-р-р». Как только он станет заметен, надо сразу же автоматизировать его. Для этого следует применять слова, где имеется сочетание этих двух букв, к примеру, друг, драка, древо и так далее. Подробнее можно ознакомиться в нашей статье автоматизация звука «Р».
Постановка «Р» от звука «З»
Суть этого упражнения для звука «Р» у детей состоит в том, что ребенок должен протяжно произносить звук «З». При этом необходимо держать язык в верхнем положении. Затем следует быстро двигать кончиком органа по бугоркам, которые располагаются за верхней челюстью. В результате будет слышен звук «Ср».
Постановка звука «Р» на вдохе
Еще одним способом, как поставить звук, является упражнение на вдохе. Малышу необходимо длительно произносить звук «С», потом сделать короткий вдох, резко прижать язык к альвеолам и попытаться всосать язычок внутрь, словно улитку в раковину. При этом важно касаться языком бугорков, иначе звучания не будет.
Постановка механическим методом
Для проведения данного упражнения можно использовать ватную палочку или зубочистку с ватой. Они должны быть идеально чистыми, края не должны колоть язычок. Широкий язык должен быть на бугорках за верхними зубами. Ребенку понадобится долго произносить «З» или «Д». В случае с «З» — будет получаться зж, а в случае с «Д» — не четкий д.
В это время родитель должен приложить под язык палочку и двигать ею в стороны, чтобы вызвать колебания. Язык должен быть напряженным и занимать строгое положение кверху пропуская лишь у кончика струю воздуха. В итоге должен послышаться нужный звук, похожий на рокот. Чтобы ребенку было веселей можете сказать, что вы заводите моторчик.
Все указанные способы постановки звука «Р» могут по-разному производить эффект относительно времени. Некоторые детки с первого упражнения начинают произносить эту букву, а другие добиваются успехов только после нескольких дней или даже месяцев регулярных занятий.
Закрепление результата
Постановка и автоматизация звука – вещи неразрывно связанные. Ведь все происходит поэтапно, а закреплением результата постановки заканчиваются занятия. Что же можно делать для автоматизации звуков у детей?

Для этого необходимо использовать скороговорки, песни, стихотворения, рассказы. Можно придумывать и собственные сочинения, что поможет развить не только речь, но и мышление. То есть это могут быть любые произведения или игры, но в них должен много раз встречаться звук «Р». Примеры хороших стихов и скороговорок:
Рома испугался грома. Разревелся громко Рома. От такого крика гром
Притаился за бугром.
vseorechi.ru