Главное меню

Ждем малыша
Будущим родителям
Календарь беременности
Поддерживаем форму
Подготовка к родам

 

Здравствуй мир
Меню новорожденного
Режим дня
Гены и характер
Здоровье малыша и мамы

 

Первые шаги
Поговори со мною мама
Внимание - я расту
Доктор объясняет
И вкусно и полезно

 

Детский сад
Готовимся к школе
Игры бывают разные
Уроки общения
Детские страхи
 
Разное
 

-------[СТАТЬИ]-------

Красота и здоровье
Семейные дела
Менструация (месячные)
Интим
Как мы устроены
Другое
 
 

   

 

Фонетическое нарушение речи это


Лечение фонетического нарушения речи

Главная » Заболевания » Логопедия » Фонетическое нарушение речи

Фонетическое нарушение речи — это нарушение произношения отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков (например, свистящих, свистящих и шипящих) при нормальном физическом слухе. В результате такого нарушения звук искажается, произносится неточно. Чаще всего нарушается произношение следующих групп звуков: свистящие (с, с’, з, з’, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (л, л’, р, р’), заднеязычные (к, к’, г, г’, х, х’), звонкие (в, з, ж, б, д, г), мягкие (т’, д, н).

Порой ребенок с фонетическим нарушением речи не может произносить лишь одну группу звуков, например, только шипящие или только заднеязычные. Подобное нарушение звукопроизношения называется простое (частичное), или мономорфное. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения называется сложное (диффузное), или полиморфное.

Такие дети с фонетическим нарушением речи испытывают затруднения в чтении и допускают грубые ошибки в письме (пропускают буквы, заменяют их на другие), что является причиной их неуспеваемости уже в детских садах, а затем и в школе.

Причины фонетического нарушения речи

Причинами фонетического нарушения речи считается:

  • Недостаточная сформированность артикуляционной моторики;
  • Нарушения артикуляционной моторики. Сюда входит:
    • Парез тройничного нерва;
    • Парез лицевого нерва;
    • Парез подъязычного нерва.
  • Расстройства нейродинамики:
    • Недостаточная дифференцировка возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга;
    • Недостаточная сформированность межанализаторных связей.

Так, например, из-за пареза подъязычного нерва движения кончика языка не дифференцированы, язык выходит за пределы рта.

При наличии таких дефектов как фонетическое нарушение речи, ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, в особенности языком, в результате чего звук искажается.

Симптомы фонетического нарушения речи

Симптомами, указывающими на фонетическое нарушение речи, являются:

  • Слитное произношение двух или нескольких звуков, а также неверное их применение в словах;
  • Употребление в образовании слов звуков, более легких для произношения ребенком;
  • Замена сложных для произношения звуков более простыми;
  • Плохое понимание смысла и значения разных звуков и беспорядочное их использование в различных словах;
  • Ребенок испытывает трудности при самостоятельном придумывании и назывании слов с заданным звуком, в выделении первого гласного, согласного звука (называют или первый слог, или все слово);
  • Словарный запас ребенка не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки.

Лечение детей с фонетическими нарушениями речи в нашем детском медицинском центре «Колыбель Здоровья» осуществляется комплексно совместно детскими врачами: педиатрами, логопедами, психологами. Основная роль в лечении данного нарушения, конечно, приходится на логопедов. Однако и помощь других специалистов, а также родителей очень важна.

Для коррекции фонетических нарушений звукопроизношения необходимо проводить следующее:

  • Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
  • Вырабатывание звукопроизношения;
  • Развитие артикуляционного аппарата;
  • Развитие мелкой и общей моторики; развитие тактильных ощущений посредством дермалексии;
  • Формирование навыков дифференциации звуков;
  • Развитие лексики, грамматического строя и связной речи;
  • Обучение послоговому чтению;
  • Развитие познавательных процессов (мышления, образной, оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, а также способности к концентрации, распределению и переключению внимания);
  • Развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

Логопедическое воздействие при фонетическом расстройстве речи должно быть сконцентрировано на сознательный анализ состава речи ребенка и развитие понимания обращенной речи. Изучается речевое окружение ребенка, объем обращенной к нему речи, социальные условия жизни. Главные принципы логопедической работы — это систематичность и последовательность. Основными задачами этой работы являются появление интереса к окружающим звукам, развитие желания воспринимать их и подражать им, дифференцировать речевые и неречевые звуки.

Дети с фонетическими нарушениями речи требуют длительного, постоянного, систематического логопедического воздействия. Логопедические занятия обычно индивидуальные, проводятся 2–3 раза в неделю, длительностью в среднем по 30 минут.

В детском медицинском центре «Колыбель Здоровья» врачами-специалистами используются современные логопедические методы, которые помогают ребёнку справится с фонетическими нарушениями речи. Родителям важно помнить, что все дефекты звукопроизношения важно ликвидировать еще в дошкольном возрасте, иначе потом они превратятся в непоправимый для корректировки дефект. Кроме того, в дошкольный период речь ребенка развивается особо интенсивно, а главное — она наиболее податлива для исправления.

Это может быть интересно

www.kolibel.ru

Фонетическое нарушение

Фонетическое нарушение речи – это нарушение, в ходе которого человек неправильно произносит либо отдельные звуки, либо группы звуков – свистящих, шипящих, сонорных, звонких, заднеязычных. При этом физический слух пациента функционирует абсолютно нормально. При нарушениях речи звуки произносятся с искажением и неточно. Наиболее часто нарушено произношение следующих звуков: с, з, ц, ш, ч, щ, ж, л, р, к, г, х, в, з, б, ж, д, г, н и пр. Такие дефекты речи у детей могут выражаться по-разному: некоторые из них не могут произносить только одну группу звуков. Данное нарушение речи называется мономорфным. Если у детей нарушено произношение сразу двух или более групп, расстройство носит название полиморфного (сложного). Дети с дефектами фонетической стороны речи испытывают различные затруднения: они плохо читают, часто допускают грубые ошибки в письме. Именно поэтому успеваемость ребенка, сначала в детском саду, а затем и в школе, находится на низком уровне. Особенно важно, чтобы коррекция фонетических нарушений у детей была начата своевременно – это избавит их от различных проблем в будущем.

neapl.ru

Фонетические нарушение речи у детей: симптомы, причины и лечение

Фонетическое речевое нарушение  проявляется в искаженном и неточном произношении звуков одной или более категорий (шипящие, свистящие и так далее). При этом нарушение слуха не наблюдается. Какого полная симптоматика заболевания? Чем оно провоцируется? И какие методы лечения наиболее эффективны?

Симптоматика

Симптоматика проявляется в следующем. Ребенок может слитно произносить проблемные для него звуки, неверно вставлять их в словах, заменять на более простые для его произношения. Кроме того, детям с фонетическим нарушением речи трудно придумывать слова с наличием данных звуков. И, самое главное, – они не понимают смысл звуков, поэтому применяют их в самых разных словах беспорядочно.

Наименование Перечень звуков
свистящие «ц», «с» (мягкий и твердый), «з» (мягкий и твердый);
сонорные «р» (мягкий и твердый) и «л» (мягкий и твердый);
звонкие «г», «б», «в», «д», «ж» и «з»;
мягкие «д», «н» и мягкий «т»;
заднеязычные «г» (твердый и мягкий), «к» (твердый и мягкий), «х» (твердый и мягкий);
шипящие «ш», «щ», «ж» и «ч».

В зависимости от выявленных симптомов определяется степень заболевания.

Степени

  • Простое нарушение. Если ребенок не произносит звуки только из единственной группы, то такое нарушение называется мономорфным. Другие названия: «простое», «частичное».
  • Сложное нарушение. Если же из двух и более, – полиморфным. Другие названия: «сложное», «диффузное».

Последствия

Ребенок с подобным речевым дефектом, во-первых, допускают ошибки в произношении. Во-вторых, натыкаясь на проблематичные для него буквы, читает их медленно и/или неправильно. А в-третьих, во время письма заменяет буквы на другие или совсем пропускает их. Это отрицательно сказывается на успеваемость детей в детском садике, начальной школе, а затем – в средней.

Причины

Фонетическое нарушение речи возникает из-за трудностей, связанных с развитием органов артикуляционного аппарата. Причины дефекта спровоцированы проблемами в формировании артикуляционной моторики или расстройством нейродинамики. В первом случае причинами служат парезы нерва (лицевого, тройничного или подъязычного). В случае же с расстройствами нейродинамики – недостаточность межанализаторных связей или затруднения в процессах, протекающих в коре мозга (возбудительный и тормозной процессы).

Фонетические нарушение речи у детей: лечение

Кто выбирает стратегию? 

Как избавляться от недуга решают совместно и обоюдно следующие эксперты: педиатр, детский психолог и детский логопед. Большая часть ответственности возлагается, конечно, на логопеда.

Как происходит лечение?

Занятия с логопедом – ключ к коррекции речевого дефекта. Во время уроков специалист в первую очередь провоцирует у ребенка желание изучать другие звуки. Как только интерес появляется, дети начинают подражать звукам, пытаются различать их между собой и так далее.

В результате занятий с логопедом (в зависимости от выбранной тактики лечения):

  • вырабатываются точные и правильные произношения звуков;
  • нормализуется работа органов артикуляционного аппарата;
  • развивается слух, внимание, память;
  • улучшается восприятие окружающей речи;
  • формируется практический навык: дети могут дифференцировать звуки;
  • развивается навык связанной речи и так далее.

Чем еще полезные занятия?

Логопедические уроки не только позволяют избавиться от фонетического нарушения речи. Дети становятся более сконцентрированными, внимательными и приспособленными к получению новых знаний и навыков.

Как проходят уроки?

Постулаты, на которые ориентируется эксперт, – аккуратность, постепенность в действиях и обязательное соблюдение систематичности. Обычно занятия проводятся в индивидуальном порядке и длятся не более получаса. В зависимости от степени развития дефекта назначается от двух до трех еженедельных занятий с логопедом.

www.medprofi39.ru

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) и фонематическое нарушение речи (ФНР)

Фонематическое нарушения речи означает неспособность для ребенка определения на слух правильных звуков. Такая проблема проявляется в том, что звуки произносятся не правильно, оглушаются или озвончаются, заменяются — твердые на мягкие, пропускаются или переставляются в словах. При этом ребенок не замечает допущенных ошибок, так как попросту «не слышит» разницы.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи возникает по причине фонематического нарушения слуха. То есть ребенок не только произносит звуки неправильно, но и не может определить на слух, какой звук необходим в том или ином случае.

ФФНР может проявляться в разной степени:

  • Дефектное звукопроизношение происходит по причине сложностей с анализом фонем.
  • Ребенок правильно произносит все звуки, но имеет затруднения с фонематическим слухом.
  • В речи ребенка есть проблемы с определением правильного звукового порядка в словах.

Как проявляется фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Наиболее характерными признаками наличия ФФНР, на которые следует обратить родителям внимание, могут стать:

  • Замена в речи «сложных» звуков на более легкие для произношения. Например, звук Р может стать звуком Л, шипящие и свистящие замениться на взрывные звуки (Ш или Ж на Т или Д как твердые, так и мягкие).
  • Смешение звуков. То есть отдельно ребенок может выговорить сложные для него фонемы, но в словах и предложениях они по-прежнему заменяются на более простые.
  • Один звук может заменять даже пару или более. Например, один взрывной звук может стать заменой сразу нескольким шипящим и свистящим.
  • При правильном произношении ребенок может не различать звуки, относящиеся к разным типам, на слух. В данном случае на первый план выступает проблема фонематического нарушения.

Почему нужно к специалисту

Данная проблема может казаться родителям несущественной. В конце концов, даже в классических детских рассказах мы читаем, как мило дети шепелявят или грассируют, обладая при этом отличными интеллектуальными способностями.

Однако специалисты предупреждают о том, что такое нарушение может обернуться проблемой при обучении в школе. ФФНР означает прежде всего тот факт, что ребенок не способен провести анализ и определить нужный звук. Это влечет за собой проблемы в правописании, а также дислексию, дисграфию. Кроме того, неправильное произношение может сохраниться на всю жизнь, ведь ребенок «не видит и не слышит» своей ошибки.

К кому обращаться?

Если у родителей возникает подозрение на имеющиеся у ребенка проблемы с речью, нужно как можно раньше посетить логопеда. Специалист проведет подробное обследование и сделает вывод, есть ли необходимость в коррекционных мерах.

Как проходит обследование:

  • Задавая ребенку вопросы или предлагая выполнить то или иное упражнение, логопед определит «сложные» для произнесения фонемы. Над правильной постановкой звуков нужно будет поработать.
  • Следующим этапом необходимо выяснить, есть ли у ребенка сложности со слуховым восприятием звуков. Определенного вида тесты позволяют с уверенностью выявить это нарушение. Логопед предложит назвать первый или последний звук в названии предмета, изображенного на картинке, указать последовательность звуков (для старших дошкольников), найти из разных предметов те, которые начинаются на определенный звук и т. д.

С учетом всех возможных показателей обследования назначается план коррекционных действий специалиста. Важно решить проблему до начала обучения в школе, чтобы ребенок учился успешно.

Как работает логопед с ФФНР

Тактика коррекционных мероприятий строится на основе обследования ребенка. Работа может проводиться как на групповых занятиях, так и индивидуально. В последнем случае уроки будут более эффективны, так как позволяют уделить ребенку максимум внимания и учесть в планах именно его сложности и проблемы. В логопедических занятиях присутствуют:

  • Упражнения, направленные на правильную постановку произношения звуков.
  • Игровая логопедическая гимнастика.
  • Тренировка слухового внимания.
  • Работа по улучшению звукового восприятия, обучение основам фонетического анализа и верному определению фонем в слове.
  • Упражнения на проведения звукового и слогового анализа, что обеспечивает успешное освоение грамотной письменной речи.

Все занятия проводятся в игровой форме. Ребенок должен чувствовать себя комфортно во время уроков, настраиваясь на работу. Коррекционные меры должны быть комплексными. Помимо логопеда в работе должны принимать значительное участие и родители. Единый подход к выполнению коррекционной работы, выполнение «домашних заданий» логопеда, поддержка ребенка и максимальная помощь, оказанная в период исправления нарушений, помогут ему справиться с проблемой в короткие сроки.

Как быстро можно устранить проблему ФФНР

Не стоит ждать от занятий мгновенных результатов. Ведь ребенку совместно с логопедом придется пройти значительный путь от подготовки аппарата речи для постановки правильного звукопроизношения до автоматизации звуков в речи, формирования устойчивого фонетического слуха и умения проводить фонематический анализ. Именно поэтому важно начать работу как можно раньше. Как правило, данная проблема может быть выявлена в 4-5 лет. Это значит, что до поступления в школу ребенок справится со всеми затруднениями и сможет стать успешным учеником.

karkusha.su


Смотрите также

 

 

Панель управления

Логин
Пароль
 

Поиск

 

Copyright ® 2007-2019. Все права защищены.

   Все материалы на данном сайте принадлежат их авторам!

   При копировании материала ссылка на baby-zone.ru - обязательна!
Карта сайта. XML.